http://se.uploads.ru/YtDSv.jpg

Эрне́ст Шоссо́н (фр. Amédée Ernest Chausson, 21 января 1855—10 июня 1899) — французский композитор и музыкальный деятель, один из виднейших представителей школы Сезара Франка. Будучи очень богатым и респектабельным человеком с мягким характером и прогрессистскими взглядами, Шоссон во многом явился связующим звеном между противоборствующими музыкальными группировками Парижа конца XIX века. Как убеждённый вагнерист, он противостоял самым рьяным ретроградам Академии и поддерживал в лице Дебюсси и Сати такие зарождающиеся новаторские течения как импрессионизм.
Эрнест Шоссон прожил недолгую жизнь и написал не так много сочинений, но оставил о себе добрую память и занял прочное, совершенно особенное место в истории французской музыки.
Эрнест Шоссон написал очень мало чистой оркестровой музыки — всего четыре партитуры. Наиболее известной и исполняемой из них является Поэма для скрипки с оркестром, ор. 25 (1896 год), которая заняла прочное место в скрипичном репертуаре и вообще является на данный момент самым исполняемым произведением Шоссона. Единственная завершённая симфония Шоссона — си-бемоль мажор, op. 20 (1889-1890). Также из чистой симфонической музыки можно назвать симфоническую поэму «Праздничный вечер» ор. 32 (1897-98).[15]
Из произведений для голоса (или голосов с оркестром) можно выделить симфоническую поэму «Вивиан» ор. 5 (1882); «Ведические гимны» для четырёх голосов с оркестром на слова Леконта де Лиля, ор. 9 (1886); «Поэму Любви и Моря» для голоса с оркестром на стихи Мориса Бушо, ор. 19 (1882—1892) и «Непрерывную песню» для сопрано и оркестра на слова Шарля Кро, ор. 37 (1898).
Из сценических произведений Шоссона прежде всего следует назвать единственную оперу «Король Артюс» (лирическая драма в трёх актах), ор. 23 (1866—1895), единственный раз за XX век поставленную в Брюсселе, в 1903 году. Кроме того, его руке принадлежит неоконченная лирическая комедия на либретто Альфреда де Мюссе «Капризы Марианны», ор. 4 (1882-84); «Елена», также неоконченная лирическая драма в двух актах на либретто Леконта де Лиля, ор. 7 (1883-84); музыка к пьесе Шекспира «Буря» в переводе Мориса Бушо ор.18 (1888); музыка к драме Аристофана «Птицы» (1889) и «Легенда о Святой Чечилии» на слова Бушо, ор. 22 (1891).
Среди камерных сочинений Шоссона выделяется трио соль минор, ор. 3 (1881), концерт ре мажор для фортепиано, скрипки и струнного квартета, ор. 21 (1889—1891), фортепианный квартет ля мажор, ор. 30 (1897), и незаконченный струнный квартет до минор, ор. 35 (1899), сочинение которого было прервано смертью.
Наибольшую часть творческого наследия Шоссона занимают вокальные произведения, чаще всего песни для голоса и фортепиано. Вот лишь некоторые из них: «Альбатросы», на слова Шарля Бодлера (1879); семь мелодий ор.2 на стихи разных поэтов (1879-1882); четыре мелодии на слова Мориса Бушо ор.8 (1882—1888); два дуэта на слова Теодора де Банвиля и Оноре де Бальзака ор.11 (1883); «Проклятая смерть» на слова Решпи (1884); «Эпиталама», на слова Бушо (1886); «Караван» песня на стихи Готье ор.14 (1887); «Serres chaudes» цикл песен на стихи Мориса Метерлинка ор.24 (1893—1896); песни из Шекспира ор.28 (1890—1897); «Баллада» на стихи Данте для четырёх голосов ор.29 (1896—1897); «Морские паломники пресвятой Девы», на слова Фарга (1898); две поэмы Верлена ор. 34 (1898) и многие другие.
Отдельную весомую часть творческого наследия Эрнеста Шоссона представляют собой религиозные (чаще всего, хоровые) сочинения. Работа в этом жанре (чаще всего с участием «церковного» органа) — типичная традиция школы Франка. Однако Шоссон нередко идёт дальше своего учителя и вводит в состав исполнителей типично колористические, «светские» инструменты (арфа, рояль, скрипка) и более богатую, импрессионистическую гармонию. Некоторые из культовых сочинений Шоссона указаны ниже: «O salutaris» для органа, фортепиано и арфы (1879); Два мотета для голосов, скрипки и органа ор.6 (1883); Три мотета для четырёх голосов, виолончели, арфы и органа ор.12 (1886); «Tantum ergo» для голоса, органа, скрипки и арфы (1891).
И последнюю часть композиторского архива Шоссона составляют пьесы для фортепиано. Их совсем немного, однако, они часто представляют собой прямую, эскизную форму высказывания и чистую, ничем не украшенную форму существования стиля Шоссона. Среди них: Сонатины для фортепиано в четыре руки (1878); Военный марш (1884); Несколько танцев ор.26 № 1-4 (1896) и «Пейзаж» для фортепиано ор.38 (1895).
WIKI