Илья Кормильцев: 10 мнений о российской и мировой музыке

Ровно десять лет со дня смерти культового поэта, переводчика, философа и издателя Ильи Кормильцева исполняется 4 февраля. По этому случаю в Москве пройдет серия культурологических акций, посвященных памяти автора большинства хитов групп «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс», Насти Полевой и других ярких представителей уральского рока.
2 февраля в Центральном доме актера вдова поэта — певица, композитор и педагог Алеся Маньковская — сыграет моно-спектакль «Тюремный психолог». 3 февраля в Центре документального кино журналист, автор серии книг о музыке Александр Кушнир прочтет лекцию о Кормильцеве, куда войдут малоизвестные факты о свердловском периоде деятельности поэта в 80-х, о его участии в продюсировании «Наутилуса» 90-х годов, о создании радикального книжного издательства «Ультра.Культура» и о последних месяцах жизни в Лондоне.
4 февраля состоится сборный концерт в клубе «Шаги» на Бауманской, в котором примут участие соратники Ильи — Алексей Могилевский, Олег Сакмаров и «Сакмаров-бэнд», Саша Самойленко & TOMAS band, Вис Виталис, группа «Чужие», поэты Всеволод Емелин и Андрей Родионов, а также группы, в репертуаре которых есть необычные композиции на стихи Кормильцева — Shoo и Hermes'Brothers. Кроме того, ожидается вступление музыкантов легендарной группы «Урфин Джюс».
RS решил также поддержать акцию памяти Ильи Кормильцева и вспомнил несколько ярких высказываний поэта об известных музыкантах, в том числе и о тех, с кем непосредственно сотрудничал.
1. Led Zeppelin
Led Zeppelin превратили рок-музыку из фольклора поколения в мощного корпоративного динозавра, ощетинившегося киловаттами звука и мегаваттами света, в стадионное шоу, где кумир и поклонник разделены многими метрами, если не километрами пространства.
Они были первыми — и первыми же почувствовали опасность созданного ими типа шоу, в котором за виртуозностью многоминутных соло и за брутальностью первичной энергии исчезает сам смысл музыки...
Никогда за всю свою историю LZ не позволили себе ни одного политического или идеологического комментария ни по поводу своего собственного творчества, ни по какому другому поводу.
2. The Beatles
Когда я в первый раз слушал The Beatles, я еще не жрал кислоту и поэтому я не мог понять их до конца. Теперь, после кислоты, у меня совершенно другие ощущения. До этого мне казалось, что The Beatles — это просто джан-джан, а после этого я понял, что это и джан-джан, и тыц-тыц, и бенг-бенг, и даже ау-ау.
Каждый человек в этой жизни — это канал, через который говорит Бог. Через одного он говори только «Пошел на х...», через другого «All we need is love», через третьего — «Блаженны ищущие, ибо они найдут». А потом Бог перестает говорить через этого человека, человек остается один, и вот он растерянный становится. Я думаю, что Харрисон умирал очень долго. Потому что мне кажется, что в конце своей жизни он в ней разочаровался. Это может случиться с каждым из нас, потому что когда через нас кто-то перестает говорить, мы остаемся потерянные, одни. И когда The Beatles распались, через них перестало это говорить, они стали простыми людьми, простыми гражданами. Они не лучшие и не хуже нас в этом смысле. Через каждого из нас кто-то говорит. Они не Боги. Они такие же несчастные, как все мы.
3. «Наутилус Помпилиус»
«Наутилус» прожил несколько дольше, чем это было нужно. Но это не его вина. Был в целом в стране период такой переходный, когда многие вещи, которые должны были завершиться логично и перейти на следующий этап, жили мучительно долго. Поэтому зависала какая-то музыка на долгие годы, задавив собой последующее поколение — их младших братьев. Самым интересным был последний год. Буквально за несколько недель мы выяснили, что все предыдущие 12 лет занимались полной глупостью. Это всегда человека очень восхищает, раскрепощает как-то и поднимает по жизни — такая самокритика, тотальная. Просто кто-то выдерживает, а у кого-то сдает нервная система. Группа распалась. В принципе, это должно было произойти гораздо раньше. Мешали неинформированность и подверженность общим иллюзиям и мифологемам.
4. Борис Гребенщиков
Очевидцы утверждают, что «посол рок-н-ролла» ждал от «неритмичной страны» гораздо большего — звания народного артиста или там Госпремии. Но в день юбилея ему принесли в гримерку обидное наградное свидетельство и небольшой белый конверт без опознавательных знаков. Открыв влажными от волнения пальцами конверт, юбиляр обнаружил в нем фото, на котором где-то в недрах лондонского ресторана его обнимал за пьяные плечи Борис Абрамыч Березовский, а Ахмед Халидович Закаев подливал в стакан виски. Наивный автор «Поезда в огне» имел теперь дело не с возвышенным полковником Васиным, а с мелкими мафиози, взращенными на Марио Пьюзо и на бессмертной максиме «Мы помним все и редко прощаем».
5. «Машина времени»
«Машина времени» как какая-то рок-группа нами всерьез не воспринималась. Никогда, Это был такой ВИА, только немножечко позлее и чуть-чуть помоднее, чем ряд других. Какая это рок-группа?! Да, мы ходили на ее концерты. Но к тому времени я уже видел рок-группы «пороковее», например, тех же «народных демократов», которые и разъезжали с концертами: Locomotiv GT, Skaldowie и т.д. К тому же, мы ведь слушали западную музыку. А «Машина времени» скорее была из той же области, что и Высоцкий. По крайней мере, такое восприятие было у меня и у моих друзей — за все поколение говорить не могу.
6. «Агата Кристи»
Глеб и Вадик, наверное, любят танцевать — я так предполагаю. То, что «Агата Кристи» делает танцевальную музыку — это очень хорошо. Потому что танцевальная, «дэнсовая» музыка имеет у нас тот же уклон, который имела рок-музыка в конце 60-х годов. Попытка отвечать на потребность народа в техно, прогрессиве и тыц-тыц-тыц — это очень хорошо. Я очень рад, что «Агата Кристи» выбрала эту дорогу. Хотя лично я больше предпочитаю у них более ранние альбомы типа «Позорной звезды» или «Коварство и любовь» — они мне как-то ближе по духу. Наверное, потому что сам я танцевать не очень люблю. Но когда ты танцуешь, ты освобождаешь в себе скрытые энергии, освобождающие тебя от мрачных мыслей.
7. «Урфин Джюс»
Мы собирались на квартире у Пантыкина. Сидя на подоконнике, пили пиво, перелитое из полиэтиленовых мешков в большую кастрюльку, откуда черпали его кружками. Так я познакомился с Егором Белкиным и Вовой Назимовым, которые и определили в дальнейшем лицо «Урфин Джюса». Пантыкин постоянно дрался с Белкиным — это стало доминантой начальной истории группы. Столкновение двух абсолютно полярных людей: одного — воспитанного на классике, второго — воспитанного на наглости. Одного — патологически упрямого, другого — патологического демагага и вождя народов... Столкновение двух лбов — одного козерожьего, другого овнячьего — давало потрясающие искры. Рога так и бились. Это было просто фантастическое противостояние.
8. «Мумий тролль»
Какие они молодцы! Как им удалось так ловко всех на***ать и продать вам столько миллионов пластинок!
9. Фрэнк Заппа
Все очень успешно идут к своим похоронам. И к своему некрологу. И это все очень скучно. То есть это момент такой, неизбежный для каждого. Но надо его пережить как-то на лету, даже не заметив. Ну, хуячил ты музыку для людей, а потом для ангелов начал х***ить. Даже не заметив, что в руках лежала та же самая гитара. Я думаю, что вот так, наверное, Фрэнк Заппа перешел в мир иной, так и не поняв, чем его 49-й альбом, записанный на небесах, отличается от 48-го, записанного по эту сторону бытия.
10. Джарвис Кокер (Pulp)
Большой роман, который во многом определил настроение 1996 года — это роман с возрождением психоделической культуры. С брит-попом и всем, что вокруг него происходит. Когда я только начал входить в это дело, то сразу принял его — эту перемену в направлении английской музыки. Без оговорок. Мы сейчас говорим о более психоделической стороне брит-попа — той, которая ориентирована на neohippy ideology, на возрождение психоделической культуры. Я не имею в виду совсем попсовые варианты, хотя они мне тоже нравятся. Сегодня Джарвис Кокер из Pulp стал для меня одним из самых любимых людей. Новый культовый герой, вытеснивший в моем сознании, например, Мика Джаггера.
Илья Кормильцев
Вечер памяти Кормильцева состоится 3-го февраля в Центре Документального Кино.
http://www.rollingstone.ru/music/article/23779.html