Роберт Хегер (нем. Robert Heger; 19 августа 1886, Страсбург — 14 января 1978, Мюнхен) — немецкий дирижёр и композитор.
С 14 лет учился в Страсбурге у Франца Штокхаузена-младшего, в 1902—1905 — в Цюрихе у Лотара Кемптера, в 1907—1908 — в Мюнхене у Макса фон Шиллингса.
В 1908 г. дебютировал как оперный дирижёр в Страсбурге, затем работал в Ульме и Бармене, с 1911 г. — в Венской народной опере, с 1913 г. — в Нюрнбергской опере. С 1920 г. первый капельмейстер Баварской оперы. В 1925—1933 гг. в Венской государственной опере.
В 1933—1950 гг. дирижёр в Берлинской государственной опере. Карьера Хегера в период нацистского режима развивалась довольно успешно: в 1937 г. он вступил в НСДАП, руководил концертами немецких коллективов на оккупированной польской территории. В 1950—1954 гг. президент Мюнхенской Высшей школы музыки. В 1957 г. стал первым руководителем Гамбургского симфонического оркестра и возглавлял его до 1961 г.
Композиторское наследие Хегера включает оперы «Праздник в Хадерслеве» (нем. Ein Fest zu Haderslev; 1919), «Безымянный нищий» (нем. Der Bettler Namenlos; 1932, эпизод возвращения Одиссея на Итаку из «Одиссеи»), «Блудный сын» (нем. Der verlorene Sohn; 1936), «Леди Гамильтон» (1942, поставлена 1951), ораторию «Песнь мира», симфоническую поэму «Геро и Леандр», три симфонии, камерные, вокальные и хоровые сочинения.
Х - Дирижеры
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12012-10-31 21:05:55
Поделиться22013-02-17 03:58:49
Бори́с Эммануи́лович Ха́йкин (1904 — 1978) — советский дирижёр, профессор МГК имени П. И. Чайковского. Народный артист СССР (1972). Брат С. Э. Хайкина.
Обучался в Московской консерватории в классах Н. А. Малько и К. С. Сараджева (дирижирование), А. Ф. Гедике (фортепиано).
По окончании обучения стал дирижёром в Оперной студии Станиславского, где работал в течение семи лет (1928—1935). К. С. Станиславский оказал значительное влияние на творческие принципы молодого дирижёра. Среди его постановок этого периода — «Севильский цирюльник» Россини и «Кармен» Ж. Бизе.
В 1936 году Хайкин переехал в Ленинград, где сменил С. А. Самосуда на посту художественного руководителя ЛМАТОБ, а также стал преподавать в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. Под управлением Хайкина состоялись премьеры опер Д. Б. Кабалевского «Кола Брюньон» и И. И. Дзержинского «Поднятая целина», а также многочисленные постановки русской классики — опер М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.
В 1943 году Хайкин возглавил ЛАТОБ имени С. М. Кирова, где также исполнял новые сочинения советских композиторов, такие как опера «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева, «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского, «Князь-Озеро» И. И. Дзержинского и др. В 1954 году дирижёр возвращается в Москву, где становится дирижёром ГАБТ и профессором Московской консерватории, занимая эту должность до самой смерти. Среди его учеников — К. П. Кондрашин, М. Ф. Эрмлер.
Похоронен после кремации[источник не указан 106 дней] на Донском кладбище в Москве
В середине 1980-х годов, уже после смерти Хайкина, вышла в свет его книга «Беседы о дирижёрском ремесле».
Хайкин обладал непревзойдённым артистизмом, хорошим исполнительским вкусом и пониманием стиля. В его оперных постановках органично сочетались драматическая и музыкальная составляющие. Несколько раз он получал приглашение руководить заграничными постановками русских опер: «Хованщины» во Флоренции (1963), «Пиковой дамы» в Лейпциге (1964) и др. Хайкин также успешно выступал как симфонический дирижёр — в 1966 году в Италии состоялись гастроли оркестра Ленинградской филармонии под его управлением.
WIKI
Поделиться32014-05-03 18:18:47
Ара́м Ильи́ч Хачатуря́н (арм. Արամ Եղիայի Խաչատրյան, 24 мая (6 июня) 1903, с. Коджоры близ города Тифлис (ныне Тбилиси)[1] — 1 мая 1978, Москва, СССР, похоронен в Ереване),[2] — советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950), Ленинской (1959) и Государственной премии СССР (1971). Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944). Академик АН Армянской ССР (1963). Один из крупнейших деятелей музыки XX века[3][4][5]. Член ВКП(б) с 1943 года.
Арам Хачатурян родился в селе Коджоры, ныне Гардабанский район, Грузия[источник не указан 371 день]. Был четвёртым сыном в армянской семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет[6].
В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян, театральный режиссёр[7]. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета и стал студентом биологического отделения физико-математического факультета[8]; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции[6]. Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого ученика и помог ему. Окончил училище в 1929 году.
В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.
«Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер — виртуоз», — сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне.
В 1926—1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.
В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил Консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929)[9], Сюита для альта и фортепиано (1929), прославленная виртуозная Токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932)[6]. Далее Хачатурян создал, ориентируясь на традиции русской школы, Первую симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936, скрипки (1940), виолончели (1946). А затем — в 1960- годы — для тех же солирующих инструментов написал новый триптих — концерты-рапсодии (для скрипки — 1961,для виолончели — 1963, для фортепиано — 1968). Наиболее исполняема его симфония — Вторая (1944) — «Симфония с колоколом». Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди фортепианных сочинений А.Хачатуряна заметны Сонатина (1959), Соната (1961, изданы две редакции, а также Три пьесы (сюита) для двух фортенпиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели. В 1944 году он стал автором музыки Гимна Армянской ССР.В Московской консерватории имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников музыкального вуз-а.
В годы Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.
В 1939 году он сочинил первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»… Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная“. Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ“ я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ“ — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»
Премьера балета состоялась зимой — 3 декабря 1942 года в Кировском театре Ленинграда. В следующем году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из «Гаяне» принёс композитору всемирную славу[10].
Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г., в котором творчество А.Хачатуряна, наряду с творчеством С.Прокофьева и Д.Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолк на много лет.
Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на лучших сценах мира. Его ставили Л.Якобсон, И.Моисеев, Ю. Григорович, Е.Чанга и другие видные балетмейстеры.
Комитас, Хачатурян, Сарьян, Тертерян, Спендиарян, Горки, Аветисян, Орбели, Симонян
Одновременно Хачатурян работал в театре и кино; он написал музыку более чем к 20 кинофильмам[10], в их числе «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 30—50-х годах Хачатурян написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958); широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году[11].
С 1950 года Арам Хачатурян часто выступал как дирижёр, с огромным успехом гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом[10]. С 1950 года он преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 — профессор). В числе его учеников были, в частности, Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Кирилл Волков, Валерий Соколов, Эдгар Оганесян, Нобуа Терахара, Георг Пелецис, Анатоль Виеру, Рене Ээспере.
Заместитель председателя Оргкомитета (1939—1948), с 1957 года — секретарь Союза композиторов СССР. Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член Советского комитета защиты мира (с 1962), академик Академии наук Арм. ССР.
Среди интерпретаторов его музыки — крупнейшие величины исполнительского искусства ХХ столетия: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Л.Оборин, Я.Флиер, В.Клайберн, Н.Шаховская, Н.Петров, М.Лимпани…
Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса столицы Армении Еревана.
WIKI
Поделиться42014-09-10 05:22:07
Кристофер Джарвис Хэйли Хогвуд (англ. Christopher Jarvis Haley Hogwood, 10 сентября 1941, Ноттингем) – английский клавесинист, дирижёр, музыковед.
Изучал музыку и античную литературу в Кембридже. Его педагогами были Р.Леппард и Тёрстон Дарт, затем – Р.Пуйяна и Г.Леонхардт. По стипендии Британского совета год учился в Праге. В 1967 вместе с Дейвидом Мунро создал «Ансамбль старинной музыки» (Early Music Consort), просуществовавший до смерти Мунро (1976). В 1973 Хогвуд организовал собственный коллектив — камерный оркестр «Академия старинной музыки», специализирующийся на «аутентичном» исполнении музыки барокко и раннего классицизма, на инструментах эпохи. Выступал с этим коллективом до 2006 г. Художественный руководитель бостонского хора и оркестра «Общество Генделя и Гайдна» (1986—2001), в 1983—1985 руководил Моцартовским фестивалем в лондонском Барбикан-центре.
Хогвуд — специалист по барочной музыке. Как клавесинист, наиболее известен своими исполнительскими интерпретациями сочинений английских вирджиналистов, Куперена, Баха и др.
Как дирижёр, помимо барочной музыки дирижировал также сочинениями XX в., в том числе Стравинского, Прокофьева, Мартину, Хиндемита, Воана-Уильямса, Бриттена.
Как оперный дирижёр дебютировал в 1983 (моцартовский Дон Жуан в Сент-Луисе). Работал в Берлинской государственной опере, миланском Ла Скала, Королевской опере Швеции в Стокгольме, Ковент-Гардене, Австралийской опере и др. В 2009 дирижировал в Ковент-Гардене Дидоной и Энеем Пёрселла, Ацисом и Галатеей Генделя, а также Похождениями повесы Стравинского в Мадридском королевском театре (постановка Робера Лепажа). Осуществляет с Академией старинной музыки исполнение опер Генделя – исполнены Амадис Галльский (2007), Флавий (2008), Ариадна на Крите (2009).
Автор нескольких книг о барочной музыке, где главные предметы его интересов – Гендель, Гайдн и Моцарт. Издал (с собственными комментариями и нотными транскрипциями) учебное пособие композитора М. Локка по игре basso continuo (Oxford, 1987).
С 1992 преподавал исполнение старинной музыки в Королевской академии музыки в Лондоне. Был приглашенным профессором Кингз-колледжа в Лондонском университете.
Почетный профессор и почетный доктор музыки Кембриджского университета. Командор ордена Британской империи (1989).
WIKI
Поделиться52014-11-28 19:37:43
Па́уль Хи́ндемит (нем. Paul Hindemith; 16 ноября 1895, Ханау — 28 декабря 1963, Франкфурт-на-Майне) — немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик
Хиндемит родился в городе Ханау в семье ремесленника и с девяти лет получал уроки игры на скрипке. В 1908 году он поступил во франкфуртскую консерваторию Хоха, где, помимо скрипки, занимался также композицией и дирижированием. Хиндемит достиг больших успехов как скрипач, и в 1915 году ему было предложено место концертмейстера в оркестре Франкфуртской оперы, где он и играл до 1923 года. Одновременно с 1915 года он играл вторую скрипку в струнном квартете своего наставника Адольфа Ребнера, а в 1919 г. по собственному решению перешёл в составе этого же коллектива на альт. В 1921 году, недовольный более консервативными вкусами Ребнера, вместе с виолончелистом Маурицем Франком перешёл в новосозданный квартет Ликко Амара; этот коллектив много гастролировал по Европе и просуществовал до 1929 года.
В 1922 году несколько сочинений Хиндемита впервые были исполнены на Всемирных днях музыки в Зальцбурге и привлекли внимание общественности. На следующий год он приступил к обязанностям организатора Фестиваля современной музыки в Донауэшинген, где он продвигал сочинения ведущих авангардных композиторов эпохи начиная с Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, а альтовый репертуар (в частности, сонату Артюра Онеггера) исполнял сам. В 1927 году Хиндемита пригласили преподавать композицию в Берлинской Высшей школе музыки. В 1930-е годы Хиндемит посетил Каир и Анкару, неоднократно бывал с гастролями в США, где имел большой успех как альтист. Отношения Хиндемита с нацистским режимом были сложными. Его музыка вызывала противоречивые чувства: нацистская критика относила её к «дегенеративному искусству» (в основном это относилось к ранним сочинениям композитора, таким как опера «Святая Сусанна»), а 6 декабря 1934 года министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита «атональным шумовиком». Другие придерживались мнения, что образ Хиндемита как нового современного композитора (к тому времени уже перешедшего к более традиционным методам сочинения) может продвигать Германию в глазах мировой общественности. Эта позиция заявлена в письме Вильгельма Фуртвенглера в защиту Хиндемита, опубликованном в 1934 году. Дискуссия вокруг статуса Хиндемита продолжалась в течение нескольких лет, и в конце концов он в 1938 году переехал в Швейцарию.
В 1935 году во время визита Хиндемита в Анкару Мустафа Кемаль Ататюрк обратился к нему с просьбой предложить план реорганизации системы музыкального образования в Турции и подготовить материал для «Универсальной образовательной программы турецкой полифонической музыки» для всех музыкальных заведений. Хиндемит успешно справился с этой задачей. Существует мнение, что этот проект поддерживался нацистским режимом для внедрения немецких взглядов на музыку (сам Хиндемит говорил, что чувствует себя послом немецкой культуры). Хиндемит решил не оставаться в Турции на длительное время, как это сделали многие другие эмигранты. Тем не менее, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной жизни в этой стране. Во многом именно благодаря его усилиям в Анкаре была открыта консерватория. До сих пор турецкие музыканты помнят и уважают Хиндемита[1].
В 1940 году Хиндемит перебрался в США. К этому же периоду относится начало разработки его собственного музыкального языка и педагогической системы. По мнению музыкальных критиков (в частности, Эрнеста Ансерме), сочинения Хиндемита этого времени находятся под явным влиянием его собственной теории. Педагогическую деятельность в США Хиндемит вёл в Йельском университете, а также в Гарварде (на основе курса своих лекций он впоследствии создал книгу «Мир композитора»). В 1946 году Хиндемит получил гражданство США, однако в 1953 году вернулся в Европу и поселился в Цюрихе, где преподавал в университете. В это время он делает многочисленные записи в качестве дирижёра, в основном своих собственных сочинений.
Хиндемит умер в 1963 году во Франкфурте-на-Майне от острого панкреатита.
Хиндемит — один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе — от додекафонии. Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга, а в 1920-е годы — к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют «неоклассическим», но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского, по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха, чем к ясности классицизма Моцарта.
Этот новый стиль прослеживается в серии работ под названием «Kammermusik» (камерная музыка), создававшихся в период с 1922 по 1927 год. Каждая из этих пьес написана для небольшого инструментального ансамбля, часто необычного по составу (например, Kammermusik № 6 — это концерт для виолы д’амур — инструмента, не использовавшегося в музыке со времён эпохи барокко. Надо сказать, что сам Хиндемит прекрасно владел этим инструментом). В течение своей творческой карьеры Хиндемит неоднократно обращался к нестандартным составам, например, в 1949 году он написал сонату для контрабаса и фортепиано.
В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В 1933—1935 годы он пишет одну из своих самых известных опер — «Художник Матис», в основе сюжета которой — жизнь художника Маттиаса Грюневальда. Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. (Одна из постановок была осуществлена в 1995 году Нью-Йоркским оперным театром[2]). В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии, которая стала одним из самых известных сочинений композитора.
Подобно Курту Вейлю и Эрнсту Кшенеку, Хиндемит обращался к так называемой «публичной» музыке (нем. Gebrauchsmusik) — музыке, предназначенной отразить какое-либо политическое или социальное событие, часто написанной для исполнения любителями. Один из известных примеров такого сочинения в творчестве Хиндемита — «Траурная музыка» (Trauermusik), написанная в 1936 году. Хиндемит готовился к концерту на BBC, когда узнал о смерти английского короля Георга V. Буквально за несколько часов композитор написал по этому поводу небольшую пьесу для альта и струнных и исполнил её в тот же день.
Возможно, самое известное и часто исполняемое оркестровое произведение Хиндемита — «Симфонические метаморфозы тем Вебера», написанные в 1943 году. В этом сочинении композитор использовал темы из фортепианной музыки Карла Марии фон Вебера и переработал их так, что каждая часть произведения оказывается основанной на одной теме.
В 1951 году Хиндемит сочиняет «Симфонию in B» для духового оркестра. Она была написана для исполнения американским духовым оркестром «Pershing’s Own». 5 апреля того же года состоялась премьера симфонии в исполнении этого оркестра под управлением самого Хиндемита[3]. Это сочинение — образец «позднего», строго контрапунктического периода творчества Хиндемита. «Симфония in B» — одно из основных произведений в репертуаре духовых оркестров и по сей день.
WIKI
Поделиться62016-05-15 23:33:55
Leslie Heward (8 December 1897 – 3 May 1943) was an English composer and conductor.
Heward was born in Liversedge, Yorkshire, but became particularly associated with the Birmingham Symphony Orchestra and the Halle.
He conducted the first performance (1938) and the first recording (1942) of Ernest John Moeran's Symphony in G minor.
WIKI
Поделиться72017-05-07 18:02:34
Энрике Хорда́ (исп. Enrique Jordá; 24 марта 1911, Сан-Себастьян — 18 марта 1996, Брюссель) — испано-американский дирижёр.
Сын военного моряка, погибшего, когда мальчику было пять лет. С восьми лет пел в церковном хоре, в 12 лет стал помощником органиста в местной церкви, в 16 лет начал сочинять музыку. В 1929 г. отправился в Париж изучать медицину, однако постепенно переключился на профессиональное образование в области музыки, в том числе у Марселя Дюпре (орган), Поля Ле Флема (композиция) и Франсуа Рюльмана (дирижирование). В наибольшей степени на его формирование как дирижёра повлияло наблюдение за репетициями Пьера Монтё. В 1938 г. дебютировал за дирижёрским пультом, заменив Монтё в программе Симфонического оркестра Парижа.
В 1940—1945 гг. руководил Мадридским симфоническим оркестром, сменив на этом посту Энрике Фернандеса Арбоса. После этого покинул Испанию и в течение двух лет выступал как приглашённый дирижёр с различными британскими, французскими, швейцарскими оркестрами, а также с Баскским балетом.
В 1947 г. Хорда был утверждён руководителем Кейптаунского симфонического оркестра, в январе 1948 г. прибыл в Южную Африку и 19 февраля дал первый концерт, встреченный всеобщим энтузиазмом аудитории и критики. Хорда руководил оркестром до конца 1953 г., добившись увеличения его численности, однако финансовые сложности и острые конфликты с оркестрантами привели к его отставке; в программу прощального концерта 30 декабря Хорда включил те же два произведения, что исполнялись на инаугурационном концерте: Седьмую симфонию Людвига ван Бетховена и увертюру Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь». На рубеже 1940—1950-х гг. Хорда осуществил ряд записей испанской музыки вместе с Лондонским симфоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром (США) и Оркестром концертного общества Парижской консерватории, в том числе две версии сюиты Мануэля де Фальи «Ночи в садах Испании» с Клиффордом Керзоном в партии фортепиано.
В 1954 г. Хорда возглавил Симфонический оркестр Сан-Франциско, сменив своего наставника Монтё. Под управлением Хорда в 1958 г. в Сан-Франциско состоялась мировая премьера произведения Хоакина Родриго «Фантазии для благородного рыцаря»[2], солировал Андрес Сеговия. На рубеже 1950—1960-х гг. Хорда выступал как приглашённый дирижёр с ведущими оркестрами Европы. В этот же период он в третий раз записал «Ночи в садах Испании», на этот раз с Артуром Рубинштейном. В 1963 г., однако, Симфонический оркестр Сан-Франциско досрочно расторг с ним второй пятилетний контракт на фоне скандала, вызванного резким письмом Джорджа Селла о положении дел в оркестре.
После отъезда из Сан-Франциско Хорда работал приглашённым дирижёром в Европе, Южной Америке и Австралии. В 1969 году он опубликовал в Испании книгу «Дирижёр перед партитурой» (исп. El director de orquesta ante la partitura). В 1970—1976 гг. руководил Филармоническим оркестром Антверпена. В 1982 г. возглавил новосозданный Баскский национальный оркестр и руководил им до 1984 г.
Умер после двухмесячной болезни, вызванной неудачным переливанием крови.
Дочь дирижёра Тесса Хорда была замужем за Дэвидом Брюэром, лорд-мэром Лондона.
WIKI