All Vinyl - Клуб меломанов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Р - Оперы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

«Риенци, последний трибун» (нем. Rienzi, der Letzte der Tribunen) — ранняя опера Рихарда Вагнера (WWV 49), принесшая ему успех.
Большая трагическая опера в пяти актах из жизни Коло ди Риенцо. Либретто Рихарда Вагнера по одноимённому роману английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона, написанному в 1835 году.
Место и время действия — Рим, середина XIV века.
Продолжительность около 5 часов
В июне 1837 года Вагнер познакомился с романом Бульвер-Литтона, главным героем которого был Кола ди Риенцо — лицо историческое. Этот государственный деятель мечтал преобразовать Рим в духе древних республиканских традиций и сместил в 1347 году сенаторов, объявив себя трибуном. Вагнер задумал оперу на этот сюжет. Либретто было завершено к августу 1838 года, партитура — в ноябре 1840 года.
Премьера оперы состоялась 20 октября 1842 года в Дрезденской придворной опере под управлением Карла Готлиба Райсигера. Партию Адриано исполняла знаменитая Вильгельмина Шрёдер-Девриент, впоследствии участвовавшая в премьерах «Летучего голландца» и «Тангейзера». Несмотря на большую продолжительность спектакля, премьера имела успех. Несколько следующих спектаклей давались в двух частях за два вечера — «Величие Риенци» и «Падение Риенци», но эта идея не встретила понимания публики. В последующие годы состоялись премьеры в Гамбурге, Берлине, Праге.
Действующие лица

    Кола Риенци (Cola Rienzi), папский нотариус (тенор)
    Ирена (Irene), его сестра (сопрано)
    Стефано Колонна (Steffano Colonna), глава патрицианского рода Колонна (бас)
    Адриано (Adriano), его сын (меццо-сопрано)
    Паоло Орсини (Paolo Orsini), глава патрицианского рода Орсини (бас)
    Раймондо (Raimondo), кардинал и папский легат (бас)
    Барончелли (Baroncelli), римский гражданин (тенор)
    Чекко дель Веккио (Cecco del Vecchio), римский гражданин (бас)
    Вестник мира (сопрано)
    Герольд (тенор)
    Послы Милана, Ломбардии, Неаполя, Богемии и Баварии; римские патриции, священнослужители, вестники, народ

Краткое содержание
Первый акт
Площадь перед Латеранским собором. Толпа сторонников Орсини пытается похитить Ирену из дома Риенци. Появляются враждебные им сторонники Колонны, завязывается драка. Адриано вступается за Ирену. Кардинал Раймондо тщетно пытается успокоить разбушевавшиеся толпы, ему на защиту приходит народ, возмущённый произволом патрициев. Появившийся Риенци клеймит патрициев и получает с их стороны насмешки, со стороны народа — поддержку. Риенци клянётся освободить народ от развращённых аристократов.
Риенци остаётся с Адриано. Он удивлён, что тот пошёл против своего семейства и защитил Ирену. Адриано, влюблённый в Ирену, обещает быть верным сторонником Риенци в осуществлении его планов. Предубеждения Риенци против сына Колонны рассеиваются.
Во время любовного дуэта Адриано и Ирены вновь появляются патриции и вступают в борьбу.
Народ объединяется против аристократов, Риенци гарантирует ему свободу. Народ хочет провозгласить его королём, но ему достаточно именоваться народным трибуном. Кардинал благословляет Риенци. Всеобщее ликование.
Второй акт
Зал в Капитолии. Власть аристократов повержена. Вестники мира объявляют о победе и провозглашают свободу Рима. Патриции приносят Риенци ложную клятву верности, он приглашает их на праздничный пир.
Колонна и Орсини замышляют заговор с целью возвращения власти, Орсини собирается осуществить покушение на трибуна. Адриано подслушал их разговор и стоит перед выбором: если он раскроет их планы Риенци, он предаст собственного отца. Он тщетно пытается отговорить патрициев, Колонна отталкивает его. Адриано решает рассказать обо всём Риенци.
Все собираются на пир, устроенный Риенци. Адриано предупреждает его о запланированном покушении.
Далее следуют пантомима и балет на сюжет из древнеримской истории — поругание Лукреции и последовавшее за ним свержение царской власти.
В конце танца Орсини приближается с Риенци с кинжалом, но покушение срывается — трибун защищён панцирем. Народ требует смерти заговорщиков, но Риенци по просьбе Адриано дарует им прощение.
Третий акт
Площадь в Риме. Звон колоколов. Заговорщики бежали из Рима и вооружаются. Народ недоволен проявленной Риенци мягкостью, но тому вновь удаётся вдохновить жителей Рима на борьбу.
Адриано в арии оплакивает свою судьбу. Он хочет добиться примирения.
Риенци во главе ополчения выступает на битву с патрициями. Он вновь победил, Колонна и Орсини убиты. Адриано собирается мстить трибуну за отца.
Четвёртый акт
Площадь перед Латеранским собором. Римские граждане обсуждают последние события — Риенци пытался вмешаться в закон об избрании германского императора и восстановил против себя императора и папу. Немецкие послы покинули город, положение ненадёжно. Народ начинает проявлять недовольство, Адриано распаляет ненависть людей к трибуну. Жители готовят восстание.
Риенци во главе торжественной процессии подходит к собору, собираясь на богослужение. Он стыдит народ, пытается внушить ему мысль о римской доблести. Неожиданно из собора кардинал и священнослужители провозглашают папское проклятие Риенци, все отшатываются от него. Лишь Ирена остаётся верна брату.
Пятый акт
Зал в Капитолии. Риенци молится о том, чтобы его дело не погибло. Он говорит вошедшей Ирене о своей пламенной любви к Риму. Сестра отвечает, что как «последняя римлянка» останется с ним.
Вбегает возбуждённый Адриано. Он одержим страстью к Ирене и пытается мольбами и угрозами увести её с собой. Народ уже пытается поджечь дворец. Ирена отталкивает Адриано, он в ярости уходит.
Риенци тщетно пытается обратиться к толпе с балкона. Народ забрасывает дворец факелами. Риенци и Ирена погибают под обломками горящего здания. В последний момент Адриано бросается к Ирене и тоже гибнет в пламени.
Музыка
Драматургия и музыка «Риенци» во многом следуют традициям французской «большой оперы» с её массовыми сценами, балетом. Эта опера исполняется намного реже, чем последующие творения Вагнера. Тем не менее, в ней уже есть ряд интересных мест, прежде всего — проникновенная молитва Риенци в пятом акте.

0

2

Риголе́тто (итал. Rigoletto) — опера в трёх актах Джузеппе Верди, написанная в 1850—1851 годах.
Опера была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Пьеса была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве, сотрудничавшим с Джузеппе Верди много лет. По требованию цензуры, исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле — Риголетто. Поначалу шута предполагалось сделать традиционным оперным красавцем.
Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Фениче, Венеция.
Бал во дворце герцога Мантуанского. Герцог ухаживает за графиней Чепрано, вызывая ревность её мужа. Шут зло издевается над графом Чепрано и советует герцогу нынче же ночью похитить прелестную графиню; взбешенный Чепрано клянется отомстить Риголетто. Веселье бала нарушается появлением графа Монтероне, который требует от герцога возвратить ему дочь. Шут глумится над Монтероне. Герцог приказывает заключить графа под стражу. Монтероне грозит герцогу страшным мщеньем за бесчестье дочери и проклинает Риголетто.
Проклятье Монтероне не даёт покоя Риголетто. Возвращаясь поздно вечером домой, он встречает наемного убийцу Спарафучиле, предлагающего ему свои услуги. Шут тревожится за судьбу нежно любимой дочери Джильды, которая живет в глухом предместье со служанкой Джованной. Он запретил ей выходить из дома, боясь герцога и его развращенной челяди. Однажды в церкви Джильда встретила юношу, чья красота пленила её. Неожиданно девушка видит его перед собой. Это герцог, переодетый студентом. Он пылко клянется Джильде в вечной любви. Оставшись одна, девушка предаётся сладостным мечтам. А тем временем у дома Риголетто собираются придворные: они задумали похитить Джильду, считая её любовницей шута. Мучимый мрачными предчувствиями, Риголетто возвращается домой и в темноте сталкивается с ними. Чтобы рассеять подозрения шута, один из придворных рассказывает о готовящемся похищении графини Чепрано, которая живёт рядом. Риголетто соглашается помочь придворным. Тогда ему надевают маску, повязав её сверху платком. Издалека доносятся приглушенные крики Джильды. Риголетто срывает повязку и в ужасе убеждается, что его дочь похищена.
Герцог огорчён: прекрасная незнакомка исчезла, все поиски оказались тщетными. Придворные, желая развеселить его, рассказывают о ночном приключении — любовница Риголетто теперь во дворце. Герцог радостно спешит в свои покои. Напевая песенку, входит Риголетто; он повсюду ищет дочь, скрывая отчаяние под напускной беззаботностью. Узнав, что Джильда во дворце, он гневно требует, чтобы ему вернули дочь, но придворные глухи к угрозам и мольбам шута. В это время Джильда в слезах выбегает из покоев герцога. Риголетто клянётся отомстить за позор дочери; встреча с Монтероне, которого ведут в темницу, укрепляет его решимость. Джильда в страхе умоляет отца простить герцога.
Притон Спарафучиле на берегу реки. Глухая ночь. Сюда приходит переодетый герцог; он увлечён новой страстью — к красавице Маддалене, сестре бандита. Убедившись в измене возлюбленного, Джильда прощается со своими светлыми грёзами. Отец отсылает её в Верону; переодевшись в мужской костюм, она должна нынче ночью покинуть Мантую. Риголетто останется, чтобы заплатить Спарафучиле за убийство и самому бросить в реку труп ненавистного герцога. Начинается гроза. Маддалена, очарованная молодым красавцем, просит брата пощадить его. После долгих уговоров Спарафучиле соглашается убить первого, кто постучится в дверь. Этот разговор слышит Джильда; она по-прежнему любит герцога и пришла сюда, чтобы предупредить его о грозящей опасности. Для спасения возлюбленного Джильда готова отдать жизнь. Она смело входит в дом бандита. Гроза стихает. Возвращается Риголетто. Спарафучиле выносит мешок с мертвым телом. Шут торжествует — наконец он отмщен! Собираясь бросить труп в воду, Риголетто с ужасом слышит весёлую песенку герцога. Он разрезает мешок и видит умирающую Джильду.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно