Иегуди Мену́хин (англ. Yehudi Menuhin, 22 апреля 1916, Нью-Йорк — 12 марта 1999, Лондон) — американский скрипач и дирижёр. Оставил также след в филателии, в его честь названа одна из филателистических премий.
Сын раввина Моше Менухина, уроженца города Гомель, и Маруты Шер, уроженки Феодосии. Начал заниматься музыкой в три года. Первоначально занимался под руководством Луиса Персинджера, затем учился в Европе у Джордже Энеску и Адольфа Буша. Первый сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско дал в 7-летнем возрасте. С перенапряжением выступал во время Второй мировой войны перед войсками союзников, дал свыше 500 концертов. В апреле 1945 года вместе с Бенджамином Бриттеном выступил перед бывшими узниками освобожденного британскими войсками концлагеря Берген-Бельзен. Как знак примирения, дал в 1947 году в послевоенной Германии концерт с Вильгельмом Фуртвенглером, обвинявшимся в свое время в сотрудничестве с гитлеровским режимом.
В 1945 году стал первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны, для исполнения двойного концерта Баха совместно с Давидом Ойстрахом.
С 1959 года жил в Великобритании, в 1962 году создал в графстве Суррей Школу Иегуди Менухина. В 1970 году стал гражданином Швейцарии. Музыкант классического репертуара, Менухин в 1980-х годах записал несколько джазовых композиций вместе со Стефаном Грапелли, несколько концертов восточной музыки — с ситаристом Рави Шанкаром. В 1985 году принял подданство Великобритании.
В 1983 году основал в графстве Кент фонд Иегуди Менухина в поддержку молодых музыкантов. Выступал до преклонных лет: в 1990 году с Молодёжным оркестром Азии, британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером и группой молодых исполнителей из стран Азии проехал с концертным турне по Японии, Тайваню, Сингапуру и Гонконгу.
Командор Ордена Британской империи (Великобритания, 1965)..
Кавалер Ордена за заслуги (Великобритания, 1987).
Офицер Ордена Почётного легиона (Франция, 1986).
Золотая медаль Королевского филармонического общества.
Медаль Пикассо.
Премия мира немецких книготорговцев (1979).
Премия Эрнста Сименса (1984).
Премия Гленна Гульда за вклад в искусство (1990).
Премия Вольфа (1991).
Почётный доктор Фризского университета в Брюсселе.
В 1993 году получил титул барона.
О нём сняты документальные фильмы «Иегуди Менухин, путь, залитый светом» (1970) и «Иегуди Менухин, скрипка века» (1996, режиссёр Брюно Монсенжон).
М - Дирижеры
Сообщений 1 страница 10 из 19
Поделиться12012-08-30 10:51:50
Поделиться22012-08-30 13:22:53
Зу́бин Ме́та (англ. Zubin Mehta; род. 29 апреля 1936, Бомбей) — индийский дирижёр.
Мета родился в аристократической индийской семье парси, его отец Мели Мета был видным музыкантом — скрипачом и дирижёром. Мета-младший готовил себя к карьере врача, но затем передумал и поступил в Венскую консерваторию, где учился дирижированию у Ганса Сваровски, параллельно изучая композицию, игру на контрабасе и ударных. В то же время занимался в музыкальной академии Киджи в Сиене (Италия) у А. Гальеро и К. Цекки, где познакомился с Д. Баренбоймом, дружба с которым во многом предопределила интерес Меты к Израилю. По окончании курса в 1958 г. Мета был приглашён ассистентом дирижёра в Ливерпульский филармонический оркестр, в 1960—1967 гг. возглавлял Монреальский симфонический оркестр, в 1962—1978 гг. был музыкальным руководителем Лос-Анджелесского филармонического оркестра, в 1978—1991 гг. — Нью-Йоркского филармонического оркестра. В 1969 г. Мета был приглашён в качестве музыкального консультанта в Израильский филармонический оркестр, в 1977 г. назначен его музыкальным руководителем; успех Меты в этом коллективе был настолько велик, что в 1981 г. он был объявлен его пожизненным руководителем. Параллельно в 1998—2006 гг. Мета возглавлял Баварскую государственную оперу.
Мета играет значительную роль в израильской культуре. В 1991 г. за вклад в израильскую музыкальную культуру Мете была присуждена Государственная премия Израиля. В 2011 году Мета предложил себя на роль музыкального посла мира со стороны Израиля в странах арабского мира..
Зубин Мета — общепризнанный мастер крупных и глубоких симфонических полотен, таких, как симфонии Брукнера, Малера, Рихарда Штрауса. Вместе с тем он постоянно участвует в разного рода символических акциях, в концертах, чьё значение больше общественное, чем собственно музыкальное. Так, в 1990 г. Мета дирижировал первым совместным концертом трёх теноров — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, — состоявшимся в Риме и приуроченным к финалу Чемпионата мира по футболу. В 1994 г. Мета дирижировал Реквиемом Моцарта в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Сараево, разрушенной в ходе Югославских войн. В 1999 г. Мета дирижировал Второй симфонией Малера на концерте, проведённом вблизи бывшего нацистского концлагеря Бухенвальд, причём симфония исполнялась двумя оркестрами, которыми в это время руководил Мета, — Израильским филармоническим и Баварским государственным; оркестры располагались друг напротив друга. Мета четырежды — в 1990, 1995, 1998 и 2007 гг. — дирижировал традиционным Новогодним концертом в Вене.
Одна из значительных страниц в творческой биографии Меты — постановка фильма-оперы «Турандот» Джакомо Пуччини вместе с китайским режиссёром Чжаном Имоу.
Поделиться32012-09-03 17:00:51
МИНИН
Владимир Николаевич
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора, профессор
Родился 10 января 1929 года в Ленинграде. Отец — Минин Николай Юрьевич (1895—1942). Мать — Минина Мария Вячеславовна (1905—1934). Супруга — Ходосова Светлана Николаевна (1929—2002).
Родители В. Н. Минина были уроженцами Петербурга. Николай Юрьевич в 1915 году добровольцем ушел на фронт, затем служил в 1-й Конной армии в должности связиста. После окончания войны перебрал много разных профессий. В 1927 году он женился на Марии Вячеславовне Соковниной. Она имела среднее образование. Работала продавщицей в шляпном магазине.
Владимир рос музыкально одаренным ребенком. В памяти его сохранились первые музыкальные впечатления — крестьянские песни в деревне, где он проводил лето, пение курсантов артиллерийского училища, напротив которого находился их дом в Ленинграде. С удовольствием он и сам пел в школьном хоре. По рекомендации школьной учительницы в 1937 году А. В. Свешников принял мальчика в детскую хоровую школу при Ленинградской капелле. Но тогда Владимир еще не связывал свое будущее с музыкой. Он, как и все мальчишки Ленинграда, мечтал о морском флоте. В 1942 году направил заявление в школу юнг. Но судьба его сложилась по-другому.
Владимир рано лишился матери. В 1934 году она скончалась в результате несчастного случая. Отца, который с 1930 года служил в органах НКВД, в 1937 году арестовали по навету, приговорили по статье 58—10 — контрреволюционная пропаганда. В тот момент Николая Юрьевича спас его друг — А. С. Яковлев (тоже военный связист), командовавший училищем связи. Он, рискуя многим, приехал в Москву и добился пересмотра дела. В 1939 году Николай Юрьевич Минин вернулся домой. Но это был уже другой, сломленный человек. 4 марта 1942 года он погиб в Ленинграде.
В начале войны хоровая школа эвакуировалась из Ленинграда в село Арбаж Кировской области. Из 30 учеников двух классов, принятых в школу мальчиков в 1937 году, к 1944 году осталось 10 человек. После переезда в Москву они и составили первый выпуск Московского хорового училища — 1945 года.
Общение с педагогами школы при Ленинградской капелле во многом определило тот сознательный выбор, который сделал Владимир Николаевич Минин много позже, избрав профессию дирижера делом своей жизни. Александр Васильевич Свешников формально не вел индивидуальных уроков, но поощрял стремление самостоятельно овладевать секретами профессионального мастерства. Другой педагог — Палладий Андреевич Богданов, проводивший все музыкальные занятия и имевший огромное влияние на учеников, воспитывал в детях ответственное отношение к учебе и здоровое профессиональное честолюбие. Владимир Николаевич Минин вспоминает, как однажды весь класс не выучил урок. "...Палладий Андреевич подвел нас к окну. “Вот и глядите, — указал он на дворника, сгребавшего в совок лошадиный навоз, — на что в будущем вы можете рассчитывать, если не будете учить уроков”".
Став учащимися Московского хорового училища, Владимир Николаевич Минин и другие выпускники школы Свешникова с горячим увлечением отдавали все свободное время занятиям, особенно в фортепианном классе. Большое влияние на Минина оказал его преподаватель по фортепиано В. М. Шатерников. После окончания училища весь выпуск был принят на дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории.
Первым местом профессиональной работы для В. Н. Минина стал Государственный хор СССР, куда он был принят в 1948 году концертмейстером, а затем в 1949 году стал хормейстером хора. В 1954 году он был призван на службу в Советскую Армию и направлен художественным руководителем и главным дирижером в Ансамбль песни и пляски Северной группы войск в Польше. После демобилизации он поступает в аспирантуру Московской консерватории и одновременно работает хормейстером в Государственном хоре Союза ССР. По окончании аспирантуры при Московской консерватории в 1958 году получает предложение стать художественным руководителем и главным дирижером заслуженной капеллы Молдавской ССР "Дойна". Пять лет успешной работы с этим высокопрофессиональным коллективом принесли В. Н. Минину орден и первое звание, в газетах появлялись похвальные статьи. Но внешний успех и профессиональное признание не давали полного удовлетворения.
В эти годы определяющее влияние на формирование творческих взглядов В. Н. Минина оказала дружба с Георгием Васильевичем Свиридовым. Первое знакомство с композитором и его музыкой произошло еще в 1957 году, когда Г. В. Свиридов принес в Государственный хор Союза ССР свою ораторию "Поэма памяти Сергея Есенина". А. В. Свешников, руководивший тогда хором, поручил работу над ораторией В. Н. Минину. Свиридов создавал свои произведения для хора, считая пение a cappella поистине глубоко национальной традицией, таящей в себе огромные возможности для композитора. Музыка Свиридова, его взгляды на хоровое искусство открыли перед молодым дирижером новые творческие перспективы, послужили импульсом к осознанию своей профессии как истинного призвания и дела всей жизни.
В 1963 году В. Н. Минин оставил капеллу "Дойна" и переехал в Новосибирск, где возглавил кафедру хорового дирижирования Новосибирской консерватории. В поиске новых творческих путей он включает в репертуар хора современную русскую музыку — в первую очередь музыку местного композитора А. Ф. Мурова. В 1965 году Министерство культуры РСФСР предлагает В. Н. Минину возглавить Ленинградскую академическую капеллу имени М. И. Глинки. За два с половиной года его творческие взгляды так и не нашли воплощения в работе с давно сложившимся коллективом, и в 1967 году он переезжает в Москву.
Он преподает на кафедре хорового дирижирования в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В 1971 году он становится его ректором. В 1972 году в стенах института под его руководством начинает свою работу камерный хор, составленный из студентов, аспирантов и выпускников "гнесинки".
В основе работы коллектива лежала идея создания Камерного русского современного хора. "Мне хотелось создать хор, который бы составляли не хористы, а артисты, — говорит В. Н. Минин. — Чтобы это был не столько в общепринятом смысле слова хор, сколько ансамбль солистов. Не элементарная, нарабатываемая механическим трудом бесфальшивная слитность голосов, а гармония индивидуальностей и самое полное и яркое раскрытие способностей каждого в рамках ансамблевого пения и поставленной задачи. И еще, быть может, самое главное: хотелось бы этому искусству вернуть его древнейшую духовную значимость, его истинное место не только в нашей культуре, но и в повседневной жизни".
Первая программа хора, показанная 23 апреля 1972 года в зале московского Дома ученых, была чисто русской. Ее составили народные песни в авторских обработках и оригинальные сочинения Свиридова, Щедрина, Калистратова, Бляхера, Никольского. По убеждению В. Н. Минина, "хор воспитывался и рос на музыке Свиридова и других современных русских композиторов". В последующие годы в репертуар хора вошли такие крупные сочинения Г. В. Свиридова, как "Пушкинский венок" (1979), кантата "Ночные облака" (1980, посвящена В. Н. Минину), "Курские песни".
В 1973 году состоялось первое исполнение программы культовых церковных произведений, что продолжило традицию исполнения русской духовной музыки, заложенную Александром Юрловым.
Создание Московского камерного хора стало заметным явлением не только в творческой биографии В. Н. Минина, но и событием музыкальной культуры всей страны. Появился коллектив с яркой, только ему присущей исполнительской эстетикой. Именно в исполнении хора под руководством В. Н. Минина возродились на мировом исполнительском уровне запрещенные ранее духовные произведения русских композиторов: сочинения Рахманинова "Всенощное бдение", "Литургия святого Иоанна Златоуста", "не рекомендованные к исполнению" произведения Чайковского, Гречанинова, Чеснокова, Танеева и других русских композиторов.
В начале 1974 года хор В. Н. Минина стал профессиональным, а осенью прошли первые зарубежные гастроли. Выступление тогда еще никому не известного коллектива произвело сенсацию на хоровом фестивале в Чехословакии. В 1975 году состоялась первая запись на фирме "Мелодия". В 1979 году было положено начало исполнению таких крупных произведений, как "Маленькая торжественная месса" Россини, "Глория" Вивальди, "Stabat Mater" Перголези. Особо следует отметить исполнение хором под руководством В. Н. Минина симфонии-действа "Перезвоны" В. Гаврилина. За написание этого сочинения автор был удостоен Государственной премии.
На протяжении более чем 30 лет существования Камерного хора выдающиеся мировые исполнители — И. Архипова, Е. Образцова, Е. Нестеренко, З. Соткилава, А. Ведерников, а также оркестры под управлением Е. Светланова, В. Федосеева, Ю. Темирканова, М. Плетнева, В. Спивакова, Ю. Башмета остаются сценическими партнерами В. Н. Минина.
Значительными событиями последнего времени являются эталонная запись Гимна Российской Федерации совместно с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, первое исполнение в России сочинения Г. Свиридова "Песни безвременья", участие в концерте с Монтсеррат Кабалье, Пасхальном фестивале, проводимом В. Гергиевым в Москве.
Особую миссию несет В. Н. Минин как лучший интерпретатор русской духовной музыки, которая благодаря его дирижерскому мастерству становится достоянием слушателей во всем мире. В лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Китая, Южной Кореи, Японии звучат бессмертные творения русских гениев. В 1997 году Святейшим Патриархом всея Руси Алексием В. Н. Минину вручен орден Святого князя Владимира за возрождение церковной музыки.
Профессор В. Н. Минин как педагог сумел привить своим студентам не только профессиональные, но и духовные, нравственные ценности, что подтверждает своей работой В. Г. Захарченко — художественный руководитель Кубанского казачьего хора.
В XXI век коллектив вошел с новыми оперными постановками. В Цюрихском оперном театре ставится "Демон" Рубинштейна, "Хованщина" Мусоргского, на летнем фестивале в Брегенце (Австрия), сцена которого расположена на воде Боденского озера, — оперы "Бал-маскарад" Верди, "Богема" Пуччини. Летом 2003 года на фестивале в Брегенце хор В. Н. Минина принимал участие в постановке оперы "Лисички" Яначека и мюзикле Бернстайна "Вестсайдская история".
В 2003 году всемирно известная звукозаписывающая фирма "Deutsche Grammophone" впервые выпустила компакт-диск "Русские голоса" Московского камерного хора с русской светской хоровой музыкой a cappella. Европейскому слушателю были представлены сочинения С. Танеева, М. Мусоргского, С. Прокофьева, Г. Свиридова. В целом дискография хора под руководством В. Н. Минина составляет более 30 наименований.
Английская компания NVC выпустила видеокассеты с записью русской духовной музыки в исполнении Московского государственного академического камерного хора.
Исполнение русских народных песен в сотрудничестве с Иосифом Кобзоном, грузинской хоровой музыки с Тамарой Гвердцители, исполнение оратории "Иван Грозный" Прокофьева с Аллой Демидовой — свидетельство полноты и динамизма ощущений сегодняшнего времени, которые присущи В. Н. Минину.
"В руках Минина хор — оркестр самых древних и вечно самых выразительнейших музыкальных инструментов, на которых он с благородной эмоциональностью исполняет великую музыку, великие страсти и великие страдания. Минин умеет заставить петь не слова, а бессмертную мелодию человеческой души.
. Хор Минина — Художественный театр, Главный режиссер которого не только ставит спектакли, но и сам играет, не может не играть. Минин — большой художник, большой музыкант, большой артист" (Э. Котлярский).
За огромные заслуги в области хорового искусства В. Н. Минин удостоен Государственной премии СССР (1982), званий "Народный артист СССР" (1988) и "Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР", награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени.
Живет и работает в Москве.
WIKI
Поделиться42012-09-11 03:38:25
Евге́ний Алекса́ндрович Мрави́нский (22 мая [4 июня] 1903, Санкт-Петербург — 19 января 1988, Ленинград) — советский российский дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1954).
Родился в дворянской семье Александра и Елизаветы Мравинских. Отец, Александр Константинович (1859—1918), выпускник Императорского училища правоведения, состоял членом консультации при Министерстве юстиции, служил окружным юрисконсультом военно-окружного совета Петроградского военного округа и имел чин тайного советника[1]. Мать, Елизавета Николаевна (1871—1958), происходила из дворянского рода Филковых. Сестра отца, Евгения Мравинская, была знаменитой солисткой Мариинского театра в 1886—1900 годах под псевдонимом Мравина. Сводной сестрой отца была Александра Коллонтай. Среди родственников Мравинского — поэт Игорь Северянин.
Учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии[2] и на естественном факультете Петроградского университета, который бросил из-за невозможности совмещать учёбу с работой в театре. Обучался в дирижёрско-хоровом техникуме при Ленинградской академической капелле[3]. Работал артистом миманса в Мариинском театре, пианистом в Ленинградском хореографическом училище, где досконально изучил сложную технику классического танца. В 1924 году поступил в Ленинградскую консерваторию (педагоги Н.А.Малько, А.В.Гаук) на отделение композиции. В 1927 году стал заниматься на отделении дирижирования, где и приобрёл технические навыки и умение работать с партитурой. С 1929 по 1931 годы был заведующим музыкальной частью Ленинградского хореографического училища.
Дебютировал в Мариинском театре в 1932 году. В 1932—1937 годах провёл около 40 программ с оркестром Ленинградской филармонии. В 1934 году этот оркестр одним из первых в СССР получил почётное звание Заслуженного коллектива Республики. В 1932—1938 годах был дирижёром Мариинского театра, в основном балетного репертуара. В 1938 году, победив на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, в течение пятидесяти лет (1938—1988) возглавлял Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
В 1939 году первым исполнил Шестую симфонию Шостаковича. В 1940 году впервые дебютировал в Москве. После начала Великой Отечественной войны оркестр Мравинского был эвакуирован в Новосибирск. Оттуда в сентябре 1944 года оркестр вернулся в Ленинград.
1946 год — первые зарубежные гастроли Мравинского. Он побывал в Финляндии, где также встретился с знаменитым композитором Яном Сибелиусом. В 1954 году, за заслуги в развитии музыкального искусства Мравинскому было присвоено звание народного артиста СССР. 1955 год — вторые зарубежные гастроли оркестра Мравинского — в Чехословакии. 1956 год — гастроли в ГДР, ФРГ, Швейцарии и Австрии, 1958 год — гастроли в Польше, 1960 год — гастроли в семи странах Западной Европы, 34 концерта. С тех пор оркестр Мравинского выезжал на гастроли примерно каждые два года, в Западную или Восточную Европу (8 раз — в Австрии, 6 раз — в Японии). Последние зарубежные гастроли Мравинского состоялись в 1984 году, а последний концерт — 6 марта 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии.
С 1961 года Мравинский преподавал в Ленинградской консерватории, с 1963 года — профессор.
Среди записей — произведения Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Антона Брукнера, Яна Сибелиуса, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Франца Шуберта. После 1961 года не делал студийных записей, все записи последующего времени сделаны на концертах (одна из важнейших студийных записей — три последние симфонии Петра Чайковского — осуществлена фирмой Deutsche Grammophon в 1960 году).
Умер 19 января 1988 года в Ленинграде. Похоронен на на Богословском кладбище.
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Евгений Мравинский занял семнадцатое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён
WIKI
Поделиться52012-09-11 05:10:01
Алекса́ндр Шами́льевич Ме́лик-Паша́ев (Мелик-Пашаян)[1]; 10 (23) октября 1905, Тифлис, Грузия — 18 июня 1964, Москва) — советский дирижёр, композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1951). По национальности армянин
Александр Шамильевич Мелик-Пашаев родился 10 (23) октября 1905 года в Тифлисе (ныне - Тбилиси), (по другим источникам - пос. Шулаверы, ныне - Шаумяни[3], Грузия).
С 1921 был пианистом-концертмейстером в Грузинского театра оперы и балета. В 1923—1931 годах дирижёр Грузинского театра оперы и балета им. Палиашвили.
В 1930 году окончил ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу симфонического дирижирования А. В. Гаука.
С 1931 года — дирижёр, в 1953—1962 — главный дирижёр Большого театра СССР. Среди лучших спектаклей, осуществленных Мелик-Пашаевым, — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Пиковая дама» и «Черевички» П. И. Чайковского, «Война и мир» С. С. Прокофьева.
В симфонических концертах дирижировал, как правило, монументальными произведениями классической музыки. Гастролировал за пределами СССР в 1950-е и в начале 1960-х годов.
В 1933–34 годах — музыкальный руководитель Оперной студии при Московской консерватории[4]. Автор музыкальных произведений. Среди его сочинений - оперы «Печорин» (по произведениям М. Лермонтова) и «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии У. Шекспира, Симфония до минор, романсы на стихи А. Пушкина и И. Эренбурга и др[5].
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
WIKI
Поделиться62012-10-02 05:49:32
Шарль Мюнш (фамилия при рождении — Мюнх; фр. Charles Munch или Münch; 26 сентября 1891, Страсбург — 6 ноября 1968, Ричмонд, штат Виргиния) — французский дирижёр и скрипач.
Родом из разветвлённой эльзасской музыкальной семьи; сын Эрнста Мюнха (1859—1928), профессора Страсбурской консерватории по классу органа, двоюродный брат Ганса Мюнха. Первые уроки получил у отца, занимался также у Альберта Швейцера (брат которого был женат на его сестре).
Как скрипач совершенствовался в Берлине у Карла Флеша. В 1912 отправился в Париж, где учился у Люсьена Капе, но с началом Первой мировой войны был как гражданин Эльзаса призван в немецкую армию, и прошёл всю войну. В 1918 принял французское гражданство и изменил фамилию на французский манер — Мюнш. На следующий год он стал профессором Страсбурской консерватории по классу скрипки, а ещё через несколько лет переехал в Лейпциг, где в 1926—1933 гг. работал концертмейстером Гевандхауз-оркестра под руководством Вильгельма Фуртвенглера и Бруно Вальтера.
Вернувшись в Париж в 1933, Мюнш дебютировал в качестве дирижёра. Успех этого выступления сподвиг его на продолжение карьеры в этом направлении. В течение последующих 15 лет он руководил различными оркестрами в Париже, в числе которых — Оркестр концертного общества Парижской консерватории, Оркестр Ламурё и другие коллективы. В этот период Мюнш завоевал славу одного из лучших интерпретаторов музыки Гектора Берлиоза, а также активного пропагандиста современной французской музыки. Под его управлением состоялись премьеры ряда сочинений Онеггера, Роже-Дюкасса, Ропарца, Русселя, Шмитта. В 1939 он получает место профессора класса дирижирования в Парижской консерватории.
Во время немецкой оккупации Франции Мюнш остаётся в Париже и по возможности выступает с концертами, участвует в Движении Сопротивления. После окончания войны Мюнш награждён Орденом Почётного легиона.
27 декабря 1946 дирижёр дебютирует в США концертом с Бостонским симфоническим оркестром. После многочисленных концертов по городам США в 1949 он получает место его главного дирижёра, а два года спустя становится также руководителем Беркширского музыкального фестиваля. В репертуаре Мюнша были как сочинения французских авторов, так и классические произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Вагнера, а также музыка современных американских композиторов. За тринадцать лет работы с оркестром Мюнш дал 39 мировых премьер, 17 американских, исполнил более 150 современных произведений, некоторые из которых были написаны специально для этого оркестра.
Под управлением Мюнша Бостонский симфонический в 1950-е годы много гастролировал, посетив Европу, Восточную Азию и Австралию, а в 1956 стал первым американским оркестром, выступившим в СССР. C 1949 компанией RCA Victor активно проводились записи этого коллектива, оркестр играл также на радио и телевидении
В 1963 Мюнш возвращается в Париж, где становится президентом Нормальной школы музыки, не прекращая дирижёрской деятельности и выступая с различными оркестрами. В 1967 по просьбе министра культуры Андре Мальро он совместно с Сержем Бодо основывает Оркестр Парижа, ставший правопреемником распущенного незадолго до того Оркестра общества концертов Консерватории. Во время одного из гастрольных туров по США с этим коллективом в следующем году Мюнш умирает от инфаркта.
WIKI
Поделиться72012-10-02 06:06:54
Пьер Монтё (фр. Pierre Monteux; 4 апреля 1875, Париж ― 1 июля 1964, Хэнкок, штат Мэн, США) ― французский и американский дирижёр.
В шесть лет начал обучаться игре на скрипке, в девять поступил в Парижскую консерваторию, где учился по классам скрипки (у Жана Пьера Морена и Анри Бертелье), гармонии (у Лавиньяка) и контрапункта (у Ленепвё). В 1896 Монтё окончил консерваторию, поделив первую премию с Жаком Тибо. В двенадцать лет дирижировал оркестром, сопровождавшим концерты Альфреда Корто в Париже, а в пятнадцать был принят в группу альтов в оркестр Опера-Комик и в оркестр Колонна, где он в 1894 стал помощником главного дирижёра и хормейстером. В том же году Монтё стал альтистом квартета Джелозо и работал в этом коллективе до 1911 (в частности, принимал участие в исполнении одного из струнных квартетов Брамса в присутствии самого композитора). Дирижёрская карьера Монтё продолжилась в 1908 с оркестром казино в городе Дьепп, а в сезоне 1913―1914 ― в Парижской опере. В 1911 Монтё был приглашён Сергеем Дягилевым в качестве дирижёра Русских балетов, и под его управлением в течение ближайших трёх лет состоялись премьеры «Петрушки» и «Весны священной» Стравинского, «Дафниса и Хлои» Равеля и других балетов. Блестящая интерпретация этих сочинений позволила Монтё сблизиться с Дебюсси, Равелем, Стравинским и другими современными композиторами. В дальнейшем Монтё стал активно пропагандировать их сочинения, исполняя их в своих концертах.
В 1916 Монтё уехал в США, где в 1917―1919 дирижировал в Метрополитен-опера, в основном, французским репертуаром, но также и другими произведениями, в частности, американской премьерой «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Переехав в 1920 в Бостон, он возглавил местный симфонический оркестр и познакомил публику с сочинениями Дебюсси, Шоссона, Мийо, Блисса, Бриджа, де Фальи, Малипьеро, Шрекера, Шимановского и многих других композиторов. В 1924 Монтё вернулся в Европу и стал вторым дирижёром оркестра Концертгебау (вместе с Виллемом Менгельбергом), и в течение ближайших десяти лет работал с ним. С 1929 по 1938 он также руководил основанным им Симфоническим оркестром Парижа, с которым дал ряд мировых премьер (например, Третьей симфонии Прокофьева). Стремясь помочь молодым музыкантам, в 1932 Монтё основал в Париже школу дирижёров, затем перенеся её в Хэнкок (там среди его учеников были Эрих Кунцель, Невилл Марринер, Лорин Маазель, Андре Превин). В 1936 он вновь уехал в США и до 1952 дирижировал симфоническим оркестром Сан-Франциско, подняв мастерство этого коллектива до мирового уровня. В 1942 Монтё принял американское гражданство.
С 1951 Монтё выступал как приглашённый дирижёр с Бостонским симфоническим оркестром, в 1953―1956 ― в Метрополитен Опера. В это время он сделал ряд записей, но сам предпочитал живое исполнение в зале. Музыкант огромной творческой активности, Монтё работал до преклонного возраста: в 1961, в возрасте 86 лет, он подписал контракт с Лондонским симфоническим оркестром на двадцать пять лет с возможностью продления. За оставшиеся три года жизни Монтё сделал с этим оркестром записи «Ромео и Джульетты» Берлиоза, Второй симфонии Брамса, Седьмой симфонии Дворжака, «Энигма-вариаций» Элгара и сочинений Дебюсси и Равеля.
Дирижёрская техника Монтё основывалась на экономных, компактных движениях рук, с помощью которых он добивался от оркестра идеальной текстуры звучания, ритмической силы и качественного звука.
WIKI
Поделиться82013-07-25 08:26:18
Ло́рин Ма́азель (англ. Lorin Maazel; 6 марта 1930, Нейи-сюр-Сен) ― американский дирижёр, скрипач и композитор.
Родился в еврейской семье в пригороде Парижа. Учился музыке частным образом в Лос-Анджелесе и Питтсбурге, с ранних лет занимался дирижированием (некоторое время ― под руководством Владимира Бакалейникова). Уже в девять лет он выступил как дирижёр на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в одиннадцать ― заслужил одобрение Артуро Тосканини после своего выступления с симфоническим оркестром NBC. В 1945 дебютировал как скрипач в Питтсбурге, играл партию первой скрипки в Питтсбургском квартете Изящных искусств. Параллельно изучал математику, философию и иностранные языки. В 1948 стал скрипачом Питтсбургского симфонического оркестра, вскоре также помощником главного дирижёра. С 1953 выступает как дирижёр в Европе, гастролирует по всему миру. В 1960 впервые выступил в Лондоне с симфоническим оркестром BBC, заслужив восторженные отзывы критики за исполнение произведений Малера, и в тот же год стал первым американским дирижёром, участвовавшим в Байройтском фестивале (руководил постановкой «Лоэнгрина»). В 1962 состоялся дебют Маазелялол в Метрополитен-опера («Дон Жуан» Моцарта), через год с большим успехом он гастролировал в СССР и Японии. Среди заметных событий с участием Маазеля в музыкальной жизни Европы последующих лет ― постановка «Евгения Онегина» в Риме (1965). С 1965 по 1971 Маазель ― художественный руководитель Немецкой оперы в Западном Берлине, до 1975 ― главный дирижёр Симфонического оркестра Берлинского радио. В опере Маазель дирижировал в основном классическим репертуаром, но также осуществил постановки нескольких современных спектаклей, в том числе «Улисс» Даллапикколы.
После сезона 1971―1972, проведённого Маазелем с лондонским оркестром «Новая филармония», он возглавляет Кливлендский симфонический оркестр, расширяет его репертуар, даёт несколько американских премьер новых европейских сочинений. В 1978 он в первый раз выступает в театре «Ковент-Гарден» с оперой Верди «Луиза Миллер», через год делает её запись. В 1977―1982 Маазель ― главный дирижёр Французского национального оркестра.
В 1982 Маазель становится первым американцем, которому доверено руководить оркестром Венской государственной оперы, однако он остаётся на этом посту лишь два года, после чего возвращается в США в качестве музыкального консультанта Питтсбургского симфонического оркестра. Покинув Питтсбург в 1996, Маазель обратился к композиции: несколько его сочинений для виолончели были исполнены Мстиславом Ростроповичем, для флейты ― Жан-Пьером Рампалем. В 1997 под управлением Маазеля состоялась премьера оратории (симфонии) Кшиштофа Пендерецкого «Семь врат Иерусалима», в 2002 году — оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник». С 1993 по 2002 он руководил Симфоническим оркестром Баварского радио, а с 2002 ― Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В 2004 Маазель возглавил молодёжный симфонический оркестр имени Артуро Тосканини, с которым выступил на первом Международном фестивале симфонических оркестров в Москве.
Маазель ― один из крупнейших дирижёров современности, выступающий с ведущими современными оркестрами и оперными театрами. Им сделано более 350 записей, среди которых ― все симфонии Бетховена, Малера, Рахманинова, Сибелиуса, Чайковского, а также большинство опер Пуччини, «Фиделио» Бетховена, обе оперы Равеля и другие оперы. Исполнение Маазеля сочетает в себе экспрессивность и философскую глубину, отличается свободой дирижёрской техники, разнообразием и рельефностью динамики, отточенным чувством формы. Обладая выдающейся памятью, он не только дирижирует, но и репетирует наизусть.
Поделиться92013-07-29 09:21:58
Скрипач и дирижер Лев Маркиз в 1955 году участвовал в создании легендарного Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая, позже создал ансамбль солистов из лучших музыкантов Москвы, с которым сделал сотни грамзаписей (сейчас их переиздает на CD московская фирма Vista Vera).
В 1981 году эмигрировал в Нидерланды, где в 1988 году основал оркестр «Новая Амстердамская симфониетта». С Маркизом выступали и записывались Леонид Коган, Наталия Гутман, Олег Каган, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Марк Лубоцкий и многие другие.
В 1981 году эмигрировал в Нидерланды, где в 1988 году основал оркестр «Новая Амстердамская симфониетта». С Маркизом выступали и записывались Леонид Коган, Наталия Гутман, Олег Каган, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Марк Лубоцкий и многие другие.
Среди героев книги также – Андрей Волконский, Рудольф Баршай, Гия Канчели, Мария Юдина, Юрий Янкелевич, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Мстислав Ростропович, Гидон Кремер – элита отечественной музыки ХХ века.
Поделиться102013-08-23 03:50:26
Ловро фон Матачич (хорв. Lovro von Matačić, 1899—1985) — хорватский дирижёр и композитор.
В 1956—1958 годах был главным дирижёром Саксонской государственной капеллы. В 1961—1966 годах — главный дирижёр Оперы Франкфурта. В 1972—1980 — гласный дирижер Филармонического оркестра Монте-Карло. В 1967—1985 — главный дирижёр токийского симфонического оркестра NHK.
Среди осуществлённых записей выделяются симфонии Брукнера.
WIKI