Дими́трис Митро́пулос (греч. Δημήτρης Μητρόπουλος; 18 февраля (1 марта) 1896, Афины — 2 ноября 1960, Милан) — греческо-американский дирижёр, пианист и композитор.
Музыкальная одарённость Митропулоса проявилась в отрочестве, когда с 11 до 14 лет он проводил у себя дома каждую субботу музыкальные собрания. К этому времени относится его первое сочинение — соната для скрипки и фортепиано (не сохранилась).
Учился в Афинской консерватории, потом в Брюсселе и наконец в Берлине у Ферруччо Бузони. В 1921—1925 гг. был ассистентом дирижёра Берлинской оперы Эриха Клайбера. В дальнейшем занимал ряд музыкальных должностей в Греции, продолжая часто выступать в Германии. В 1930 г. на концерте с Берлинским филармоническим оркестром исполнил 3-й фортепианный концерт Прокофьева, одновременно дирижируя из-за клавиатуры, — практика, обычная для старинного музицирования и довольно неожиданная для этого времени.
В 1936 г. Митропулос впервые выступил в США (с Бостонским оркестром) и в конце 1930-х фактически переселился в Америку, получив гражданство в 1946 г. В 1937—1949 гг. он был главным дирижёром Миннеаполисского симфонического оркестра. В 1949 г. возглавил Нью-Йоркский филармонический оркестр на пару с Леопольдом Стоковским, в 1951—1957 гг. — единолично, уступив этот последний пост своему ученику Леонарду Бернстайну. Одновременно с 1954 г. и до самой смерти Митропулос руководил оркестром нью-йоркской Метрополитен Опера.
Прославился как интерпретатор музыки XX в., пропагандировал сочинения Г. Малера, Р. Штрауса, С.С. Прокофьева, Р. Воан-Уильямса, А. Берга (первая полная аудиозапись оперы «Воццек», 1951 г.), А. Шёнберга. Оперный репертуар Митропулоса-дирижёра включал среди прочего оперы русских композиторов («Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского). Как пианист, Митропулос впервые исполнил и записал фортепианный концерт Э. Кшенека.
Скончался в Милане во время репетиции 3-й симфонии Густава Малера.
Митропулос был известен своей фотографической памятью, позволявшей ему практически не пользоваться партитурами (не только на концертах, но и на репетициях), и почти монашеским образом жизни, вызванной глубокой приверженностью греческому православию.
WIKI
М - Дирижеры
Сообщений 11 страница 19 из 19
Поделиться112013-12-18 00:57:19
Поделиться122014-01-30 04:50:48
МАННИ́НО Франко (Mannino) (24 апреля 1924, Палермо — 1 февраля 2005) — итальянский музыкант, композитор, пианист, дирижер. Франко Маннино окончил консерваторию «Санта-Чечилия» в Риме по классам фортепиано у Л. Силвестри (1940) и композиции у В. Мортари (1947). С 1941 года он концертировал как пианист, с 1952 — как дирижер. В 1969-1970 годах Ф. Маннино был художественным руководителем театра «Сан-Карло» в Неаполе. Как композитор он стал известен в 1950-х годах; автор опер, балета, четырех симфоний (Четвертая «Ленинградская» симфония, 1981), пьес для симфонического и камерного оркестра, инструментальных концертов, ансамблей, сонат для фортепиано, музыки к кинофильмам.
МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
Поделиться132014-04-21 04:45:34
Жан Мартинон (фр. Jean Martinon; 10 января 1910, Лион — 1 марта 1976, Париж) — французский дирижёр и композитор.
Учился в Париже у Альбера Русселя (композиция) и Шарля Мюнша (дирижирование). Во время Второй мировой войны был арестован и заключён в тюрьму, в тюрьме написал, в частности, «Песню узников» (фр. Chant des captifs).
В 1946 г. возглавил оркестр филармонии Бордо. В дальнейшем был художественным руководителем и главным дирижёром таких коллективов, как Израильский филармонический оркестр (1957—1959), оркестр Ламурё (1957—1961), Чикагский симфонический оркестр (1963—1968), Национальный оркестр Франции (1968—1973), Гаагский филармонический оркестр (1975—1976). Наибольший интерес как дирижёр проявлял к французской и русской музыке начала XX века, а также к творчеству Густава Малера.
В творческом наследии Мартинона-композитора центральное место занимают его концерты для скрипки и виолончели с оркестром, впервые исполненные соответственно Генриком Шерингом и Пьером Фурнье, оратория «Нарцисс Саронский, или Песнь Песней» (фр. Le Lis de Saron ou le Cantique des Cantiques; 1952), Четвёртая симфония (1965).
WIKI
Поделиться142014-05-01 19:01:03
Сэр Невилл Марринер (англ. Sir Neville Marriner; род. 15 апреля 1924, Линкольн) — английский скрипач и дирижёр.
Учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и в Парижской консерватории (класс скрипки Рене Бенедетти). Как скрипач выступал с Лондонским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром, работал с Тосканини, Фуртвенглером, Караяном. Изучал дирижёрское искусство в США у Пьера Монтё. В 1959 году создал камерный оркестр современных инструментов «Академия Святого Мартина в полях», записал с ним множество произведений. В 1969—1978 годах был музыкальным руководителем Лос-Анджелесского камерного оркестра, в 1979—1986 — оркестра Миннесоты, в 1986—1989 — симфонического оркестра Штутгартского радио. Является также главным приглашённым дирижёром Оркестра Кадакеса.
Сын — кларнетист Эндрю Марринер.
Репертуар Марринера-дирижёра включал как композиторов эпохи барокко, так и английскую музыку XX века (Бриттен), в том числе — оперную. Но главный его композитор — Моцарт, именно он отбирал, аранжировал и записывал со своим оркестром музыку для фильма Милоша Формана «Амадей» (1984).
Командор Ордена Британской Империи (1979). Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1995). Возведен в рыцарское достоинство в 1985 году.
WIKI
Поделиться152014-09-29 02:03:39
Фуа́т Шаки́рович Мансу́ров (10 января 1928, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР— 12 июня 2010, Москва, Российская Федерация[1][2]) — советский и российский дирижёр, педагог. Народный артист Казахской ССР (1967). Народный артист России (1998)[3].
Родился в татарской семье. В 1950 году окончил Казахский государственный университет[4] и впоследствии преподавал на его физико-математическом факультете.
В 1951 году окончил Алма-Атинскую государственную консерваторию имени Курмангазы[4] по классу оперно-симфонического дирижирования у А. К. Жубанова и И. А. Зака, затем совершенствовался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу Л. М. Гинзбурга[5]. Стажировался под руководством Игоря Маркевича.
В 1949—1952 годах работал дирижёром оркестра народных инструментов имени Курмангазы, в 1953—1956 годах — дирижёром Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, затем симфонического оркестра Казахского радио[5]. С 1951 года вёл педагогическую работу в Алма-Атинской консерватории[5]. В 1957 году стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве[5].
В 1958 году основал и возглавил Государственный симфонический оркестр Казахской ССР[6], в котором он работал главным дирижёром до 1962 года, вместе с оркестром выступал за рубежом — в ГДР, Польше, Италии и других странах[5]. В 1958 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР»[7].
С 1963 года вновь работал в Казахском театре оперы и балета, где дирижировал оперными спектаклями «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Абай» А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди, «Айсулу» С. Мухамеджанова, «Двадцать восемь» Г. А. Жубановой и другими[5]. В 1966 году стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижёров[5]. В 1967 году ему было присвоено почётное звание «Народный артист Казахской ССР»[8].
С 1968 года — главный дирижёр Татарского театра оперы и балета, с 1969 года — дирижёр Большого театра. В частности, широко известна и высоко ценится меломанами сделанная им с солистами и оркестром Большого театра запись оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста».
С 1989 года — главный дирижёр и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.[9]
С 1970 года — профессор Московской государственной консерватории, с 1986 года — профессор Казанской государственной консерватории.
WIKI
Поделиться162015-03-29 18:24:21
Рикка́рдо Му́ти (итал. Riccardo Muti; род. 28 июля 1941, Неаполь) — итальянский дирижёр, художественный руководитель театра «Ла Скала» в 1986—2005 годах.
Дебютировал как дирижёр в 1966 году. С 1966 года выступает на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (в 1973—82 художественный руководитель). С 1971 года выступал на Зальцбургском фестивале («Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти), исполнял в Ковент Гарден «Аиду» (1977). В 1973—982 годах работал с лондонским оркестром «Филармония» (с 1979 года был главным дирижёром), с Филадельфийским оркестром.
В 1981 году впервые появился на сцене Ла Скала («Свадьба Фигаро»). С 1986 года был художественным руководителем и главным дирижёром этого театра[1]. Среди постановок в Ла Скала: «Летучий голландец» Вагнера (1988, первое обращение Мути к произведениям великого немца), опера «Так поступают все» (1990), «Дева озера» Россини, «Парсифаль» (1992/93), «Армида» Глюка (1996) и другие. В 1993 здесь же поставил «Весталку» Гаспаре Спонтини (в собственной редакции). В сезоне 1999—2000 под его управлением поставлены «Фиделио» Бетховена, «Тоска» Пуччини, «Диалоги кармелиток» Пуленка.
Среди оперных записей — «Вильгельм Телль» (в заглавной партии Дзанканаро, Philips), «Макбет» (солисты — Милнс, Коссотто, Р. Раймонди, Каррерас, EMI), «Дон Паскуале» (солисты — Брускантини, Френи, Винберг, Нуччи, EMI). Записал также полные циклы симфоний Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Александра Скрябина, Петра Чайковского, Франца Шуберта, Роберта Шумана.
К состоявшемуся 7 декабря 2004 года открытию «Ла Скала» после почти трёхлетней реконструкции Мути поставил оперу Антонио Сальери «Признанная Европа», которой в 1778 году открывался театр, заново отстроенный после пожара.
1 октября 2001 года за заслуги в развитии и укреплении российско-итальянских культурных связей награждён орденом Дружбы[2]
В 2005 году покинул «Ла Скала»[3], после чего театр вплоть до октября 2011 года оставался без художественного руководителя[1].
В 2010 году Мути возглавил Чикагский симфонический оркестр; в октябре 2011 года после почти трехлетних переговоров согласился занять пост «пожизненного почетного директора» Римской оперы; до этого Мути отказался от поста художественного руководителя театра[1].
В 2011 году Мути получил приз имени Биргит Нильсон — самую большую награду в мире классической музыки — за «выдающийся вклад в развитие оперы и концертов». Награда была вручена королем Швеции Карлом XVI Густавом и представителем шведской королевской оперы[4].
WIKI
Поделиться172015-05-22 11:35:22
И́горь Бори́сович Марке́вич (фр. Igor Markevitch; 27 июля 1912, Киев ― 7 марта 1983, Антиб) ― итальянский и французский дирижёр и композитор, выходец из Российской империи. Правнук Председателя Петербургской судебной палаты Андрея Николаевича Маркевича (1830—1907), праправнук украинского историка Николая Андреевича Маркевича[1]. Брат виолончелиста Димитрия Маркевича. Отец дирижёра Олега Каэтани
В возрасте двух лет был вывезен родителями в Париж, затем семья обосновалась в Швейцарии. Первые уроки музыки получил от отца-пианиста, с раннего возраста начал сочинять. В возрасте тринадцати лет Маркевич исполнил свою фортепианную сюиту «Свадьба» в присутствии Альфреда Корто, который взялся его обучать и помог опубликовать сочинение. Через два года Маркевич поступил в Нормальную школу музыки в Париже, где учился у Корто как пианист и у Нади Буланже как композитор. В 1929 г. молодой музыкант был представлен Сергею Дягилеву, которому сыграл фрагмент из сочинения, над которым в то время работал ― Симфониетты. Дягилев одобрил музыку и заказал Маркевичу Концерт для фортепиано с оркестром и музыку к балету. Концерт был написан в том же году и исполнен на открытии Дягилевских сезонов в театре «Ковент-Гарден» (партию солирующего фортепиано играл сам Маркевич), однако балетный проект осуществлён не был из-за смерти Дягилева.
В 1930 в Париже с успехом исполняется кантата Маркевича, в которой он использовал материал неоконченного балета, а ещё через год не меньший успех имеет его Кончерто гроссо. Музыка Маркевича привлекает внимание Жана Кокто, Дариюса Мийо, Роже Дезормьера, издательство Schott предлагает ему контракт на издание его сочинений. Вместе с Сержем Лифарем Маркевич работает над двумя балетами ― «Ребус» и «Полёт Икара», и, несмотря на то, что они так и не были поставлены, музыка обоих была исполнена в концерте. «Полёт Икара», исполненный в 1933 под управлением Дезормьера, произвёл сенсацию в музыкальном мире. Необычный композиторский почерк, введение новых оркестровых красок (в частности, применение четвертитоновых интервалов) заставили говорить о Маркевиче как об одной из значительных фигур европейского музыкального модерна. Критики называли его «Игорем Вторым» (под Первым подразумевая Стравинского), Бела Барток говорил о влиянии музыки Маркевича на свои сочинения.
После нескольких лет жизни в Париже Маркевич уехал в Швейцарию и в апреле 1935 женился на Кире Нижинской, дочери знаменитого танцовщика дягилевской труппы. Как и многие другие композиторы в 1930-е годы, он выступал в качестве дирижёра и пианиста. Дирижированием он ранее занимался частным образом у Пьера Монтё, успешно руководил голландской премьерой «Ребуса» и первым исполнением своей оратории «Потерянный рай» в Лондоне в 1935 году (заменив заболевшего Германа Шерхена, который должен был стоять за пультом). Как пианист в эти годы Маркевич совершенствуется у Альфредо Казеллы, и его творчество впоследствии окажет существенное влияние на развитие не только пианистического, но и композиторского искусства Маркевича. Он сближается с итальянским музыкальным авангардом и принимает участие в фестивалях «Музыкальный май», а незадолго до начала войны переезжает во Флоренцию. В 1943 он пишет новую редакцию «Падения Икара», из которой убраны все модернистские элементы, и в тот же год становится активным участником итальянского Движения Сопротивления (позднее ему будет присуждена золотая медаль «Партизан Северной Италии»).
После войны Маркевич почти перестаёт сочинять и переключается на дирижёрскую деятельность. Он много гастролирует как приглашённый дирижёр (в 1955 дебютировал в США с Бостонским симфоническим оркестром), становится главным дирижёром симфонических оркестров Стокгольма (1952―1955), Монреаля (1955―1960), Филармонического оркестра Гаваны (1957―1958), оркестра Ламурё в Париже (1957―1961). В 1960 впервые посетил с гастролями СССР. С 1948 Маркевич даёт мастер-классы по всему миру, в том числе в Моцартовском университете Моцартеум (Зальцбург), в 1963 проводит семинар по дирижированию в Московской консерватории. Он впервые записал ряд сочинений современных композиторов ― Лили Буланже, Луиджи Даллапикколы, Дариюса Мийо, Фредерика Момпу, а также цикл из всех симфоний Чайковского с Лондонским симфоническим оркестром. В 1970-е годы он начал работу над новой редакцией симфоний Бетховена и над автобиографией.
В течение долгого времени Маркевич избегал исполнения своей музыки, но когда в 1978 получил предложение от Брюссельской филармонии продирижировать «Потерянным раем», согласился. Концерт имел большой успех, и, воодушевлённый положительными отзывами критики, Маркевич принял решение возродить собственные сочинения и заново их опубликовать. В его планах также была организация международных дирижёрских мастер-курсов и фестивалей. В 1982 он вновь посетил с концертами СССР и наиболее восторженный приём получил в родном Киеве. Через год Маркевич умер от инфаркта, оставив планы неосуществлёнными.
WIKI
Поделиться182015-05-23 13:09:20
Александр Захарьевич Минько́вский (1900—1979) — советский хоровой дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1960).
А. З. Миньковский родился 12 (25 декабря) 1900 года в селе Снежна (ныне Погребищенский район, Винницкая область, Украина).
В 1930 году окончил дирижёрский факультет Киевского музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко.
В 1934—1941 годах художественный руководитель и главный дирижёр хоровой капеллы Украинского радиокомитета. В 1943—1946 — директор и дирижёр Украинского государственного народного хора[2]. С 1946 по 1974 год — художественный руководитель и главный дирижёр Государственной капеллы бандуристов УССР им. Г. Майбороды.
С 1951 года преподаёт в КГК имени П. И. Чайковского (с 1960 года заведующий кафедрой дирижирования, с 1965 года профессор).
А. З. Миньковский умер 12 апреля 1979 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
WIKI
Поделиться192018-01-10 10:14:34
Франческо Молинари-Праделли
Итальянский дирижер. Родился в Болонье. Учился в родном городе по классу фортепиано и композиции, завершил образование в римской Академии Санта-Чечилия в 1938 году. В том же году дебютировал в Болонье оперой Любовный напиток 1. Работал в театрах Брешии и Бергамо. Международное признание пришло к маэстро после войны. В 1945 он дебютировал в Ла Скала, в 1950 впервые появился на фестивале Арена ди Верона.
Среди постановок в Ла Скала оперы Симон Бокканегра (1955), «Олимпия» Спонтини (1966), Луиза Миллер Верди (1969), Тоска (1974), Аида и Бал-маскарад (1975, солисты Кабалье, Каррерас, Брузон и др.) и др. На веронском фестивале он дирижировал «Аидой» (1955, 1974), Нормой (1957), Кармен (1957, 1961), «Балом-маскарадом» (1972), Джокондой Понкьелли (1973) и т. д. В этих спектаклях выступали знаменитые певцы, так постановке «Кармен» 1961 года участвовал выдающийся состав солистов – Симионато, Скотто, Корелли, Бастианини.
В 1955 М.-П. дебютировал в Ковент-Гардене, исполнив «Тоску» с участием Тебальди, Тальявини, Гобби. Вернулся в лондонский театр еще раз в 1960 (Макбет с Гобби).
На протяжении 16 лет дирижер регулярно выступал в США. С 1957 по 1966 он работал в оперном театре Сан-Франциско, где дебютировал в «Аиде». Исполнил здесь за 10 сезонов Лючию ди Ламмермур и Турандот (1957, указываются только даты первого исполнения), Андре Шенье Джордано, Отелло (1959), «Кармен», Девушку с Запада Пуччини и Сомнамбулу Беллини (1960), Набукко и «Бал-маскарад» (1961), Дон Карлоса, Трубадура, Богему, «Тоску» (1962), Силу судьбы, Травиату, Мефистофеля Бойто (1963), Паяцев (1964), Дон Жуана (1965), Мадам Баттерфляй, Фальстафа (1966), завершил свою деятельность в этом театре оперой Риголетто (1966). Замечательными были составы «Богемы» в 1962 (Лос Анхелес, Конья, Хорн, Бастианини, Тоцци, Эванс, Баккалони), «Аиды» в 1963 году (Л.Прайс, Конья, Резник) и др.
В 1966 маэстро впервые вышел на сцену театра Метрополитен («Бал-маскарад» с участием Л.Прайс, Бергонци, Меррилла, Питерс). В течение 6 сезонов продирижировал на нью-йоркской сцене множеством опер. В их числе «Риголетто (1966), «Андре Шенье» (1966, в спектаклях участвовали Корелли, Такер, в последний раз выступали на сцене театра Фаррелл, Миланова), «Трубадур», «Мадам Баттерфляй», «Лючия ди Ламмермур», «Макбет», Сицилийская вечерня Верди (первая постановка в Метрополитен), «Аида», «Сила судьбы», Манон Леско (все в 1967), «Богема», «Тоска», «Симон Бокканегра» (1968), «Травиата» (1970), «Дон Карлос» (1971), «Отелло» (1972), «Макбет» (1973). Его прощание с Метрополитен состоялось в спектакле «Аида» в 1973 году. За годы выступлений в Метрополитен в спектаклях под управлением маэстро пели многие выдающиеся артисты. Так, в «Дон Карлосе» в 1972 на сцене «сошлись» такие мастера, как Корелли, Туччи, Коссотто, Меррилл, Р.Раймонди, фон Штаде, а в другом спектакле того же года пели Кабалье, Бамбри, Корелли, Милнз, Сьепи и др.
Европейская деятельность дирижера была не менее успешной. Он очень любил выступать в неаполитанском «Сан-Карло». Здесь в 1950 он исполнил Севильского цирюльника, в 1952 «Норму», в 1956 «Лючию ди Ламмермур» (с участием Каллас, Д.Раймонди, Панераи и др.), в 1957 Дона Паскуале Доницетти (солисты Картери, Д.Раймонди, Р.Капекки, Корена), в 1958 участвовал в незабываемой постановке «Силы судьбы» (солисты Тебальди, Корелли, Бастианини, Христов, Капекки, О.Домингес), а также исполнил «Богему» Леонкавалло и Адриану Лекуврер Чилеа (в заглавной партии Тебальди). В 1959 дирижировал Самсоном и Далилой и «Риголетто». Из других неаполитанских работ дирижера также Федора Джордано (1965), «Полиевкт» Доницетти (1977).
Среди постановок 50-х гг. отметим «Кармен» в Пьяченце (1953), Вильгельма Телля в Болонье (1954), «Тоску» в Турине (1955), «Любовный напиток» на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1955), «Аиду» в Ровиго (1956), «Андре Шенье» в Палермо (1957), Пуритан Беллини в Триесте (солисты Дзеани, Филиппески).
60-е гг. – плодотворный период творчества маэстро. В 1961 он дирижировал в Реджо Эмилии «Богемой». В этой постановке 29 апреля состоялся сценический дебют великого Паваротти. В Венской опере в 1961 маэстро продирижировал пуччиниевской Турандот с участием Б.Нильсон, Ди Стефано и Л.Прайс. В том же году в Триесте он исполнил «Риголетто», а в 1963 «Битву при Леньяно» Верди. В 1964 под его управлением в Болонье прозвучала «Сила судьбы». В родном городе он дирижировал также «Дон Карлосом» (1969). Среди памятных спектаклей 60-х также Мария Стюарт Доницетти на фестивале «Флорентийский музыкальный май» с участием Генчер и Верретт (1967). В 1968 во Флоренции М.-П. исполнил «Кармен».
В 70-х гг. дирижерская деятельность маэстро продолжалась с неослабевающей активностью. Отметим постановки Ласточки Пуччини в Болонье (1971), «Тоски» в Генуе (1975, с участием Оливеро, Чеккеле, Протти). В 1974 состоялись вторые гастроли Ла Скала в Москве, где М.-П. исполнил «Норму» с Кабалье. В 1976 в Генуе прозвучала Фаворитка Доницетти, а в Турине «Турандот», в 1979 в Триесте Эрнани Верди.
Маэстро неоднократно гастролировал в Южной Америке (1964, 1968, 1978 и др.). Так, в 1978 в театре «Колон» под его управлением в «Дон Карлосе» пели Димитрова, наша Богачева, Мартинуччи, Гюзелев и др. В 1980 дирижер выступал в Мюнхене («Дон Карлос», «Сила судьбы», «Мадам Баттерфляй» и др.). В мюнхенском «Дон Карлосе» участвовали В.Лукетти, Варади, Фассбёндер, Моль, наши Мазурок, Нестеренко. Наконец, в 1983 маэстро завершил свою долгую сценическую карьеру спектаклем «Ласточка» Пуччини.
Среди достижений дирижера также телефильм-опера «Дон Жуан», записанный на RAI в 1960 (с Петри в заглавной партии, а также Штих-Рэндалл, Генчер, Шутти, Альвой, Брускантини), фильм-опера «Риголетто» с Панераи (1977, Дрезден).
Наследие М.-П. насчитывает большое количество студийных и «живых» записей. Среди них выдающаяся запись «Турандот» с участием Нильсон, Корелли, Скотто (1965, EMI, оркестр и хор Римской оперы), яркая версия «Манон Леско» (1954, Decca, солисты Тебальди и Дель Монако), «Любовный напиток» (1966, EMI, с участием Френи, Гедды), «Ласточка» (1966, RCA, с Моффо в главной партии) и многие другие.
М.-П. – яркий представитель итальянской школы дирижирования. Его манере присущи классический дух и романтический колорит. Основой репертуара маэстро стали, безусловно, итальянские шедевры и, прежде всего, опусы Доницетти, Верди, Пуччини.
Скончался дирижер в своей родной Болонье 8 июля 1996 года.
http://www.operanews.ru/dic-molinari-pradelli.html