Малколм Фрейджер (англ. Malcolm Frager; 15 января 1935, Сент-Луис — 20 июня 1991, Питтсфилд, штат Массачусетс) — американский пианист.
Учился в Джульярдской школе в Нью-Йорке. В 1955 г. был удостоен второй премии Международного конкурса исполнителей в Женеве, в 1959 г. занял первое место на престижном американском Конкурсе имени Левентритта, в 1960 г. завоевал первую премию на Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Широко гастролировал по всему миру, в том числе в СССР.
Был известен в особенности исполнением фортепьянных концертов Шумана и Чайковского, в том числе в ранних оригинальных редакциях, а также музыки ранних американских композиторов. Среди записей — произведения Чайковского, Рихарда Штрауса, Шумана.
Ф - Фортепиано и орган
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться12012-08-31 10:35:33
Поделиться22012-09-02 21:56:14
Я́ков Влади́мирович Флие́р (21 октября 1912 года, Орехово-Зуево — 18 декабря 1977, Москва) — советский пианист и педагог, профессор Московской консерватории, Народный артист СССР (1966). Отец культуролога Андрея Флиера.
В 1934 году Флиер окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано Константина Игумнова, два года спустя победил на международном конкурсе в Вене, опередив занявшего второе место Эмиля Гилельса, однако в 1938 году на конкурсе имени Изаи в Брюсселе занял третье место, уступив именно Гилельсу. С 1937 года преподавал в Московской консерватории, с 1945 до конца жизни — профессор.
Флиер считался одним из лучших советских пианистов, однако бо́льшую часть времени уделял преподаванию и вплоть до 1962 года не выступал за границей, из-за чего почти всё время оставался в тени Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса.
По свидетельствам современников, Флиер был виртуозным пианистом с благородным романтическим звучанием. Основу его репертуара составляли сочинения композиторов-романтиков — Шумана, Шопена, Листа, Рахманинова, однако он также исполнял сочинения некоторых современных авторов, например, Дмитрия Кабалевского. Среди немногочисленных записей Флиера — Концерт для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна под управлением автора.
Флиер имеет огромное значение как педагог. При работе с учениками он уделял большое внимание качеству звука и развитию собственного взгляда ученика на то или иное произведение. В классе Флиера обучались в разные годы Лев Власенко, Виктория Постникова, Михаил Плетнёв, Владимир Фельцман, Родион Щедрин и другие выдающиеся пианисты.
Поделиться32013-07-10 09:28:50
Э́двин Фи́шер (нем. Edwin Fischer, 6 октября 1886 — 24 января 1960) — выдающийся швейцарский пианист и дирижёр классического репертуара, преподаватель фортепианной игры. Фишер широко почитается как один из величайших пианистов XX-го столетия, в особенности по части исполнения немецкой музыки, традиционно представленной именами Баха, Моцарта, Бетховена и Шуберта.
Эдвин Фишер родился в Базеле и обучался музыке сначала на родине, а позже — в Берлине. Слава выдающегося пианиста пришла к нему сразу после Первой мировой войны. В 1926 году он стал дирижёром Любекской музыкальной филармонии, а позже начал дирижировать в Мюнхене. В 1932 году он подобрал себе собственный камерный оркестр и стал одним из первых, пытавшихся исполнять барочную музыку аутентичным образом. И хотя, с точки зрения требований сегодняшнего дня, его методы вряд ли можно признать исторически точными, тут важен был сам замысел подобного рода, с клавикордом и т. п. (в первую очередь это касалось музыки Баха и Моцарта).
В 1932 году он возвращается в Берлин, и тут же в Высшей школе музыки происходит его встреча с Артуром Шнабелем. В 1942 году Фишер удаляется в Швейцарию, откладывая дела в ожидании развязки Второй мировой войны. После войны он возобновляет свои выступления; наряду с этим он организует в Люцерне классы высшего матерства, и его услугами как педагога пользуется множество впоследствии прославленных пианистов: Альфред Брендель, Пауль Бадура-Шкода, Даниэль Баренбойм и др.
Наряду с сольными и концертными выступлениями, а также дирижированием оркестровых произведений, Фишер играл и камерную музыку. Высокую оценку получило фортепианное трио, которое он сформировал с виолончелистом Энрико Майнарди и скрипачом Георгом Куленкампфом (когда тот умер, его заменил Вольфгангом Шнайдерханом).
Эдвин Фишер издал множество учебников по игре фортепианных сонат Бетховена.
Фишеру принадлежит также множество граммзаписей, включающих сделанную в 1933—1936 гг. для EMI первую в истории полную запись «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха. Эта запись достойна восхищения ещё и потому, что в ней Фишер сознательно отказывается от использования романтических средств выразительности современного рояля. Его запись Баха (24 + 24 прелюдии и фуги в обоих томах Клавира) до сих пор остаётся точкой отсчета для всех пианистов мира.
WIKI
Поделиться42013-09-22 03:23:30
ФЕДЬКИНА Татьяна Гавриловна (р. 22. I 1956)
Музыкальная "карьера" Тани Федькиной началась чрезвычайно рано. Об этом свидетельствуют броские газетные заголовки: "Композитору - шесть лет", "Автору оперы... восемь лет". Да и исполнительский дебют ее состоялся в 1968 году, когда ученице 5-го класса Центральной музыкальной школы было всего двенадцать лет. Занятия тем временем шли своим чередом. После окончания школы Федькина поступила в Московскую консерваторию и стала студенткой в классе Е. В. Малинина. Вскоре пришли и первые заметные успехи. Она удачно выступила на IV Международной встрече музыкальных академий Европы в югославском городе Ровине, а в 1975 году завоевала третью премию на Шопеновском конкурсе в Варшаве. В данном случае конкурсная награда уж никак не была подведением итогов. Творческое становление артистки продолжается; в 1980 году она окончила консерваторию. По мнению Е. В. Малинина, наиболее свободно чувствует себя Федькина в романтической сфере. Среди ее лучших достижений - интерпретация шумановской "Крейслерианы", экспромтов Шуберта, многих произведений Шопена, Первого концерта Чайковского. Природный пианизм, точность исполнительских намерений ярко проявляются у Татьяны Федькиной в трактовке сонат и фортепианных концертов Моцарта.
За прошедшее время пианистка, разумеется, обрела артистический опыт, уверенность, значительно расширила репертуарный диапазон, а вместе с ним и географию своей гастрольной деятельности.
Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.
http://www.allpianists.ru/fedkina.html
Поделиться52014-10-12 08:35:03
ФЕДОРОВА Маргарита Алексеевна (р. 4. XI 1927)
засл. арт. РСФСР (1971), Народная артистка России (2007)
В 1972 году отмечалось 100-летие со дня рождения Скрябина. Среди многих художественных событий, посвященных этой дате, внимание любителей музыки привлек цикл скрябинских вечеров в Малом зале Московской консерватории. В шести насыщенных программах Маргарита Федорова исполнила все (!) сочинения замечательного русского композитора. Тут прозвучали и весьма редко появляющиеся в концертном репертуаре произведения - всего свыше 200 названий! В связи с этим циклом И. Ф. Бэлза писал в газете "Правда": "Поистине феноменальная память, безупречная, всесторонне развитая техника и тонкое художественное чутье помогли ей постичь и передать благородство, эмоциональное богатство скрябинского творчества, а вместе с тем сложность исканий и своеобразие, так выделяющее его в истории музыкального искусства. Игра Маргариты Федоровой свидетельствует не только о высокой артистичности, но и о глубоком интеллектуализме, позволившем пианистке раскрыть многогранность гениального музыканта...". Все отмеченные известным советским музыковедам качества Маргарита Федорова демонстрирует и в других циклах.
Большое внимание уделяет артистка и творчеству Баха: в ее репертуаре все клавирные концерты композитора, его сочинения она исполняет и на клавесине. "Интерес к клавесину,- говорит Федорова,- возник у меня давно, когда я участвовала в Баховском конкурсе и фестивале в Лейпциге. Показалось интересным и более естественным звучание великих творений в оригинале. Стала изучать новый для себя инструмент, а с тех пор как овладела им, играю музыку И. С. Баха только на клавесине". Уже первые вечера артистки в этом новом качестве вызвали благожелательные отклики. Так, А. Майкапар отмечал масштабность ее игры, ясность исполнительского плана, четкое проведение полифонических линий. Не менее широко представлен в ее программах и Бетховен - все сонаты и все фортепианные концерты! И в то же время она предлагает вниманию слушателей и редко исполняемые бетховенские произведения, например, Десять вариаций на тему дуэта "La stessa, la stessissima" из оперы Сальери "Фальстаф". Стремление к тематическому построению программ ("Фортепианные фантазии", "Вариации"), к монографическому показу творчества композиторов-классиков ("Шуберт", "Шопен", "Прокофьев", "Лист", "Шуман") и советских авторов - вообще одна из отличительных черт артистического облика Федоровой. Так, заметным событием стал и цикл из трех концертов "Русская и советская фортепианная соната", в который вошли крупные произведения П. Чайковского, А. Скрябина, Н. Метнера, Н. Мясковского, С. Прокофьева, АН. Александрова, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, Г. Галынина, Н. Пейко, А. Лапутина, Е. Голубева, А. Бабаджаняна, А. Немтина, К. Волкова.
Интерес к советскому музыкальному творчеству всегда был характерен для пианистки. К упомянутым именам можно добавить такие имена советских композиторов, как Г. Свиридов, О. Тактакишвили, Я. Иванов, и другие, часто появляющиеся в ее программах.
Однако творчество Скрябина особенно близко пианистке. Она увлеклась его музыкой еще в ту пору, когда была студенткой Московской консерватории по классу Г. Г. Нейгауза (окончила в 1951 году и до 1955-го занималась у него же в аспирантуре). Впрочем, на разных этапах своего творческого пути Федорова как бы переключает внимание то в одну, то в другую инструментальную сферу. В этом отношении показательны и ее конкурсные успехи. На баховском соревновании в Лейпциге (1950, вторая премия) она продемонстрировала отменное понимание полифонического стиля. А уже через год стала лауреатом конкурса имени Сметаны в Праге (вторая премия) и с тех пор значительный удельный вес в ее концертных программах принадлежит музыке славянских композиторов. Помимо множества сочинений Шопена, в репертуар пианистки входят пьесы Сметаны, Огиньского, Ф. Лесселя, К. Шимановского, М. Шимановской, она постоянно играет произведения русских композиторов, прежде всего Чайковского и Рахманинова. Недаром Л. М. Живов в одной из рецензий заметил, что "именно сочинения, тесно связанные с традициями русской фортепианной литературы, получают в интерпретации Федоровой наиболее живое, эмоциональное воплощение".
Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.
http://www.allpianists.ru/fedorova-m.html
Поделиться62015-10-16 09:41:23
А́нни Фи́шер (венг. Fischer Annie; 5 июля 1914, Будапешт — 10 апреля 1995, там же) — венгерская пианистка еврейского происхождения. Прославилась своей выразительной игрой, живым, «говорящим» звуком, яркой фразировкой и изысканным вкусом.
В 1922 г. в Будапеште (в возрасте 8 лет) исполнила Первый концерт Бетховена. Училась в листовской академии у А.Секея и Э.Донаньи. Выиграла 1-й международный конкурс имени Ференца Листа[en] в 1933 году. В 1940 г., когда Венгрия примкнула к странам оси, вместе с мужем бежала в Швецию, вернулась в Будапешт в 1946 году. Преподавала в Музыкальной академии Ференца Листа, с 1965 г. — профессор.
Концертировала с 1926 г. Зрители всегда восторженно принимали пианистку за её непосредственность и выразительное прочтение всего, что она исполняла, часто сравнивая её игру с рихтеровской. Основой репертуара Фишер были Моцарт, Бетховен, Шуберт и Шуман, но она добавляла к ним произведения Листа, Бартока, Кодай и других своих соотечественников. Гастролировала в странах Европы, США, Канаде (1961), СССР.
Категорически отказывалась выпускать записи, сделанные во время её концертов, ссылаясь на их несовершенство. С другой стороны, записываться в студии также не хотела, объясняя это тем, что любая интерпретация, созданная в отсутствие живой аудитории, будет неминуемо искусственной. Тем не менее, начиная с 1977 года потратила 15 лет на работу в студиях, работая над записью всех сонат Бетховена — цикла, который так и не был выпущен при её жизни. Эта работа получила высокую оценку среди ценителей классической музыки.
Похоронена на кладбище Фаркашрети[1].
По мнению советских музыковедов Я. Платека и Л. Григорьева, «при всём разнообразии её интерпретаций, их объединяет мощный жизнеутверждающий, оптимистический тонус. Это не значит, что Анни Фишер чужд драматизм, острые конфликты, глубокие переживания. Наоборот, именно в музыке, полной романтического подъёма и больших страстей, до конца раскрывается её талант. Но при этом в игре артистки неизменно присутствует активное, волевое, организующее начало, некий „положительный заряд“, который несёт с собой её индивидуальность»[2].
WIKI