
РОЗИНГ Владимир Сергеевич, 11(23).1.1890, Петербург — 23(в нек-рых источ. 24).11.1963, Лос-Анджелес — арт. оперы (тенор), концерт. певец, режиссёр, продюссер муз. т-ра, муз.-общ. деятель. Род. в семье адвоката (был коллекционером грампластинок). Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Пению обучался в Петербурге у И. В. Тартакова. В 1910 дебютировал в одном салонном концерте в Петербурге (вместе с 9-летним скрипачом Я. Хейфецем). Затем совершенствовался в вокальном искусстве в Лондоне у Джорджа Пауэра (Sir George Power), в Париже у Джованни Сбрилья (Giovanni Sbriglia) и у Яна Решке (Jean de Reszke). В 1912 дебютировал на оперной сцене в партии Трике ("Евгений Онегин" П. Чайковского) в петерб. Т-ре муз. драмы, позднее выступил в партиях Ленского ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Самозванца ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Вальтера Штольцинга ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера). На сцене этого т-ра был партнёром Л. Липковской и М. Давыдовой. С 1914 директор лондонского оперного т-ра "Kingaway". С 1915 с успехом гастролировал на оперных сценах Лондона (1915—16, т-р "Друри-Лейн"; в окт. 1921 выступил в партии Каварадосси — "Тоска" Дж. Пуччини в Карл Роза Опера-компани/Carl Rosa Opera Company), Парижа (1921, т-р "Гранд-Опера"; сезон 1923/24; здесь выступал в операх "Пиковая дама" П. Чайковского, "Паяцы" Р. Леонкавалло, "Фауст" Ш. Гуно, "Кармен" Ж. Бизе), Брюсселя (1921, т-р "Де ла Монне"), Мадрида (1921, т-р "Реал"). С 1921 жил в США, где выступал до конца 1920-х гг. на оперных сценах (в т. ч. в Нью-Йорке, Чикаго).
Обладал мощным голосом красивого баритонального тембра, виртуозной вокальной техникой верхнего регистра, ярким темпераментом и драматич. талантом. Талант певца высоко ценил Б. Шоу: "Двое самых выдающихся оперных певцов ХХ века — Шаляпин и Розинг совсем не считаются со старыми установками".
Лучшие партии: Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского, муз. критик И. Кнорозовский писал: "г. Розинг после Собинова больше всего приближается к пушкинскому замыслу. Его Ленский молод, гибок, чист душой, от него веет свежестью чувства и мягким прекраснодушием идеалиста. У артиста великолепный тенор с блестящими верхами, масса темперамента и вкуса")*, Баян ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Садко (одноим. опера Н. Римского-Корсакова), Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского), Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини).
В 1915 участвовал в лондонской постановке оперы "Мадемуазель Фифи" Ц. Кюи).
Среди партнёров — С. Красавина, П. Молчанов, А. Никитина, Е. Фонарева.
Р. вёл интенсивную конц. деят-сть. Широкую известность приобрел после гастролей в лондон. конц. зале "Альберт-Холл" (1913) совместно с певицей Алисой Верлет (Alice Verlet) и виолончелистом Мишей Эльманом (Mischa Elman). В 1913—21 только в Лондоне дал 104 концерта. В 1916 участвовал в концертах рус. музыки п/у В. Сафонова в Ливерпуле. В 1922 концертировал в Париже. В годы первой мировой войны выступал в США, где дал серию концертов из произв. Мусоргского под назв. "Душа России" (сбор от первого же концерта — около 80 тысяч франц. франков — передал через Международный Красный Крест в фонд помощи голодающим Поволжья), позднее исполнил по радио романс "Голод" Ц. Кюи на нескольких языках и призвал слушателей помочь голодающей России. На его призыв откликнулись 500 тысяч граждан США и Канады. В годы второй мировой войны принимал активное участие в фонде помощи России. В концертах певцу неоднократно аккомпанировал Айвор Ньютон (пианист выступал также с О. Слободской и Ф. И. Шаляпиным), который вспоминал об артисте в своей книге "За фортепиано". В его камерном репертуаре были произв. М. Глинки ("Рыцарский романс"), А. Даргомыжского, А. Бородина ("Море"), М. Мусоргского (считался одним из лучших интерпретаторов), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского ("Средь шумного бала"), С. В. Рахманинова, А. Гречанинова, А. С. Аренского, М. Речкунова, Н. Черепнина, М. Багриновского, Р. Леонкавалло, Р. Шумана, К. Сен-Санса ("Пляски смерти"), Р. Вагнера. Исп. произв. на языке оригинала (франц., итал., англ. языках).
Работал также в качестве режиссёра. 29 мая 1915 осуществил постановку в лондон. т-ре "Друри-Лейн" оперы "Пиковая дама" П. Чайковского (первая постановка в Англии на рус. яз; исп. партию Германа). Летом 1921 совместно с дирижёром сэром Эдриеном Боултом и режиссёром Ф. Комиссаржевским осуществил постановки "Служанка-госпожа" Дж. Паизиелло, "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Паяцы" Р. Леонкавалло, "Пиковая дама". В 1927—31 являлся директором организованной им "Американской оперной компании"/"American Opera Company", с к-рой гастролировал по США (эта труппа считалась одной из лучших после "Метрополитен-Опера"). С 1931 жил вновь в Лондоне, где в 1936 (? 1931) вместе с дирижёром А. Коутсом основал компанию "Британская муз.-драм. опера"/"British Music-Drama Opera Company" (в течение года труппа выступала на сцене т-ра "Ковент-Гарден". Среди постановок этой труппы были две оперы М. Мусоргского — "Борис Годунов" и "Сорочинская ярмарка". В 1937—38 совместно с дирижёром Томасом Бичемом осуществил ряд постановок. С 1939 работал в качестве режиссёра (по приглашению Калифорнийской оперной ассоциации/California Opera Association) и продюссера оперных постановок в Лос-Анжелесе. После 1943 главный режиссёр Нью-Йоркской гор. оперы (City Centre Opera), где в 1955 поставил "Черевички" П. Чайковского (на англ. яз. в переводе Рут и Томаса Мартин, дирижёр — Йозеф Розеншток). В 1950-х гг. осуществил ряд постановок в Чикагской опере (в его постановках выступали Марио Дель Монако и Рената Тебальди), в т. ч. "Князь Игорь" А. Бородина (декорации Н. Бенуа; среди участников этой постановки были Борис Христов в партиях Кончака и Галицкого, Игорь Горин в заглавной партии).
В 1921—26 возглавлял оперное отделение Истмэнской высшей муз. школы в Рочестере (США).
С 1939 директор основанной им в Голливуде (Лос-Анджелес) Калифорнийской оперной ассоциации, где был также режиссёром и педагогом.
Среди его учеников — Тельма Вотипка (Thelma Votipka), Чарлс Кульман (Charles Kullmann), Сильвия Фишер (Sylvia Fisher).
Записывался на грампластинки (всего им напето 137 матриц, вышло в свет около половины этих записей) в Петербурге ("Граммофон", май 1912, арии из опер "Тоска" и "Вертер" Ж. Массне), в Лондоне ("Граммофон", 1913, два фрагмента из оперы "Пиковая дама" П. Чайковского, в Англии были выпущены с маркой "His Master’s Voice", в России — с маркой "Пишущий Амур"), Англии и США (нач. 1920-х гг., с маркой Vocalion/Aeolian Company, около 20 оперных арий на итал., франц. и рус. языках, а также романсы, в т. ч. на 6 дисках песни М. Мусоргского, 1935), в Лондоне (в 1930-х гг., с марками Parlophon и Odeon), в США (фирмы DECCA и Columbia). Японии (в 1930-х гг., фирма Columbia). Существуют записи дуэтов с Л. Липковской и М. Давыдовой. Фирма "Мелодия" выпустила в 1985 и 1987 3 грампластинки с реконструированными архивными записями певца.
Автор романса "Разбитое сердце" на собств. сл. — СПб., изд. авт.
Лит.: Кнорозовский И*. Музыкальные заметки // Театр и искусство. 1912. № 51. С. 1014—1016;
Shaw B. The Perfect Wagnerist. — London, 1898; 3-е изд. — 1913 (в рус. пер. в кн.: Шоу Б. О музыке и музыкантах / Сб. статей под общей ред. И. Бэлзы. — М., 1965. С. 153);
П. Н. Розинг Владимир Сергеевич // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., РОССПЭН, 1997. С. 540—543;
K. J. Kutsch/Leo Riemens. Großes Sängerlexikon. — K. G. Saur Bern und München 1997. С. 2972.
http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные певцы/Розинг Владимир Сергеевич/