Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875, Ораны, ныне Литва — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
Детство провёл в Друскениках, где его отец был органистом, сыном вольного литовского крестьянина. Мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье будущего художника звали «Кастукас».[1]
Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунгянах (1889—1893), который, после ряда конфликтов, начал относиться к Кастукасу с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась его профессиональная музыкальная карьера.
Князь предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт (1894—1899) и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Чюрлёнис получил от князя в подарок пианино. Затем он написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Лейпциг, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории (1901—1902).
После смерти князя Чюрлёнис остался без стипендии и покинул Лейпциг, а осенью 1902 г. уехал в Варшаву. Здесь он учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Его работы получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.
Около 1904 г. он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором. Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.
М. К. Чюрлёнис. Покой
Первый публичный и подчёркнуто положительный отзыв о его работе «Покой» появился в газете «Биржевые ведомости» (№ 9266 за 1906 г.). Успех был хорошо принят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он — литовец, хотя не знающий литовского языка.[1]
В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.
Его многократно растиражированный официальный, но искажающий его внешность портрет, на котором он выглядит много старше своих лет (неполных 34 года), сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки к выставке литовского искусства весной 1908 г.[1]
В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.
Ещё в 1905 г. он начал пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены насторожённо и с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку с детства в нём ежедневно звучала музыка.
Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала классического средневековья и до XIV в (1387 г.) была языческим регионом. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в населении были широко распространены суеверия. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Появившийся в Друскениках в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидя его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство.[1]
В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей повысить уровень литовской национальной культуры, ставшей после замужества в 1909 году Софией Кимантайте-
Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского прошла выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чюрлёнис вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.
Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении, как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных контактов со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводящей знакомые пейзажи. Подняться на более высокий культурный уровень они не желали, да и просто не были в состоянии. Помимо этого он испытывает нужду. Не хватало денег на краски, и он временами должен был собирать на полу их крошки.
В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписывал его со стремянки. Но его труд оказался непонятым, что стало серьёзным ударом по психике автора.
К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в Пустельниковскую нервную больницу под Варшавой.
В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от внезапной простуды Его могила находится на кладбище Росса (Расу) в Вильнюсе.
Ч - Композиторы
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться12012-09-03 19:49:16
Поделиться22012-09-05 19:14:32
Олесь (Александр) Семёнович Чишко (укр. Олесь Семенович Чишко; 20 июня (2 июля) 1895, с. Двуречный Кут (ныне Дергачёвского района Харьковской области Украина) — 4 декабря 1976, Ленинград) — украинский и русский советский композитор, певец (тенор) и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), Заслуженный деятель искусств Узбецкой ССР (1944).
Родился в семье сельского учителя. После окончания гимназии поступил на естественное отделение Харьковского университета, готовясь стать агрономом. Одновременно брал уроки пения у Ф. Бугамелли и Л. В. Кича.
После окончания (экстерном в 1924 г. Харьковского музыкально-драматического института был солистом оперных театров Харькова (первый исполнитель партии Кобзаря в опере Н. В. Лысенко «Тарас Бульба», 1924), Киева, Одессы (1924—1931), в 1946—1948 — Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский театр). Был также солистом Ленинградской филармонии.
В 1938 окончил Ленинградскую консерваторию.
В 1939—1940 — организатор и первый художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Балтийского флота.
В 1948—1964 гг. работал преподавателем Ленинградской консерватории
Поделиться32012-09-08 20:41:34
Иоанн Чико́ния, устаревшая норма Чико́ниа (фр. Johannes Ciconia; около 1370, Льеж — между 10.06 и 12.07.1412, Падуя) — фламандский композитор, живший и работавший в Италии.
Биографические сведения о Чиконии скудны и почерпнуты, в основном, из его же собственных музыкальных сочинений. В начале 1390-х годов переехал из Льежа в Рим, познакомился с Захаром Терамским (о чём свидетельствует мотет Чиконии «O virum omnimoda»; знакомство с Захаром, вероятно, поддерживал и позже). Тексты некоторых сочинений указывают на связь Чиконии с миланскими Висконти. Около 1399 работал в Павии. С 1401 — певчий в кафедральном соборе Падуи, где оставался до конца дней, сочиняя музыку в том числе для местной аристократической семьи Каррара.
Чикония испытал влияние композиторов Ars nova, прежде всего, Франческо Ландини и Гильома де Машо. В раннем творчестве отдал дань стилистике Ars subtilior (как в виреле Sus une fontayne и каноне Le ray au soleyl), однако в дальнейшем избегал маньеристских крайностей в ритмике и гармонии, присущей музыке этого периода. Писал в разнообразных жанрах (мадригал, виреле, баллата, части ординария мессы — Gloria и Credo, мотет) и стилях на различных языках (французском, итальянском, латыни). Все мотеты Чиконии окказиональные (т.е. написанные под заказ и «на случай»), некоторые из них (например, O virum omnimoda и Petrum Marcello venetum) изоритмические. Микст различных стилей и техник композиций, столь характерный для Чиконии, отражает переходное состояние западноевропейской музыки от Средних веков к Возрождению.
Чикония — автор (весьма консервативного по содержанию) теоретического трактата «Nova musica» (1411), который обнаруживает прямое влияние Боэция и Маркетто Падуанского (в приложении к теории музыки учения о пропорциях).
Поделиться42012-09-29 07:00:02
Владлен Павлович Чистяков родился 5 апреля 1929 года в городе Шарьи Костромской области.
Творческая биография Чистякова начиналась в первой половине 50-х годов. В 1952 году его кантата для баритона, хора и оркестра "Песнь труда и борьбы" была удостоена Сталинской премии.
Этапами музыкального возрастания явились вокальный цикл для баса и симфонического оркестра "Песни мужества", программная оратория "Подвиг", торжественный "Ритуал" для хора и симфонического оркестра на слова Ольги Берггольц "Ода победе", поэма-адажио для скрипки и оркестра "У Старой Ладоги".
Трагические события нашей эпохи неизменно привлекали внимание Чистякова гражданина и художника. Боль народная это и его боль. Так рождались новые произведения: "Ностальгическая симфония", музыкальная картина "Пророк", симфоническое сочинение "Дорога жизни" (памяти обороны Ленинграда), "Плач Ярославны", реквием для меццо-сопрано, хора и оркестра, посвящённый жертвам кровавых событий 3-4 октября 1993 года.
Особое направление - сотрудничество Чистякова с кинематографом. Музыка к фильмам излюбленный его жанр. Поэтичными мелодиями Чистякова, дыханием его звуковой палитры пронизаны такие популярные картины, как "Прощание с Петербургом", "Удар, ещё удар", "Зелёная карета", "Всё остаётся людям", "Старшая сестра", и многие другие общим числом шестьдесят семь! Кино принесло композитору известность и утвердило его профессиональный авторитет.
Владлен Павлович - академик, профессор Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, член Союза Композиторов, секретарь Отделения музыкального искусства Петровской Академии наук и искусств.
Умер 1 февраля 2011 года
Поделиться52012-10-02 08:30:18
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (7 мая 1840, Воткинск, Российская империя — 6 ноября 1893, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов[1]. Автор более 80 сочинений, в том числе 10 опер, 3 балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович (1795—1880)- потомок вятского стрелецкого сотника Фёдора Афанасьевича Чайковского, убитого под Полтавой в 1709 г.[2] Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.
Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране» В 1849 семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года в пансионе, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. Однако окружение сомневалось в том, что Чайковский станет выдающимся музыкантом — Рудольф Кюндингер, у которого занимался Чайковский, не видел в нём ничего особенного.
Окончив училище в 1859, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время он посещает оперный театр, где на него сильное впечатление оказывают постановки опер Моцарта и Глинки. В 1861 он поступает в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 в Петербургскую консерваторию становится одним из первых её студентов по классу композиции. Учителями Чайковского в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросает службу и целиком отдаётся музыке. В 1865 Чайковский окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».
Сразу после окончания консерватории по приглашению Николая Рубинштейна Чайковский переезжает в Москву, где получает место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
В 1868 Чайковский впервые выступает в печати как музыкальный критик и знакомится с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).
1870-е годы в творчестве Чайковского ― период напряжённых исканий. Композитора привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. С 1872 по 1876 Чайковский работает как музыкальный критик в газете «Русские ведомости».
В июле 1877 Чайковский, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, младшей его на 8 лет. По мнению многих источников, особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался[3]. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.
В 1878 Чайковский оставляет пост в Московской консерватории и уезжает за границу. Неоценимую моральную и материальную поддержку композитору в это время оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался.[4]. Фон Мекк посвящена одна из важнейших работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877). В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей.
С конца 1880-х гг. Чайковский много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт за девять дней до своей кончины ― 16 октября 1893 г. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.
Композитор скончался 25 октября (6 ноября) 1893 г. в Санкт-Петербурге, вероятно, в результате заболевания холерой. Также популярны версии об убийстве или самоубийстве из-за открывшейся порочной связи с сыном высокопоставленной особы. Петр Ильич Чайковский похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.[5].
Надгробие композитора на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге
В 1965 году именем композитора назван Пермский академический театр оперы и балета.
WIKI
Поделиться62014-02-27 12:20:49
Карл Че́рни (нем. Carl Czerny, 21 февраля 1791, Вена — 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 1800—1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
До 1815 года вёл концертную деятельность: ему Людвиг ван Бетховен доверил исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Однако в 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции. Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
В середине XIX века Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак и многие другие.
Произведения
Творческое наследие Карла Черни насчитывает больше 1000 опусов, состав некоторых приближается к 50 и более номерам. Также Черни создал множество литературно-методических книг, посвящённых проблемам преподавания игры на фортепиано. Помимо собственных сочинений, Карл Черни создал собственные редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Доменико Скарлатти, а также клавираусцуги опер, ораторий, симфоний и других оркестровых произведений.
WIKI