Лев Никола́евич Обо́рин (1907—1974) — русский советский пианист, композитор[1], педагог. Народный артист СССР (1964)[2]. Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
Л. Н. Оборин родился 29 августа (11 сентября) 1907 года в Москве.
В 1921 году окончил Гнесинское училище по классу фортепиано Е. Ф. Гнесиной и поступил в МГК имени П. И. Чайковского к К. Н. Игумнову, параллельно обучался композиции у Н. Я. Мясковского, Г. Э. Конюса и Г. Л. Катуара.
В 1927 году, обучаясь в аспирантуре у Игумнова, Оборин получил мировую известность, победив на Первом Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. Уже тогда критики отмечали зрелость и академичность его исполнения.
В следующем году Оборин был приглашён преподавателем в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, с 1935 года профессор. Совмещал преподавание с активной концертной деятельностью.
В годы войны продолжал выступать на Всесоюзном радио, находился в составе фронтовых концертных бригад. С 1943 года играл в ансамбле со скрипачом Д. Ф. Ойстрахом и виолончелистом С. Н. Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году.
Оборин прославился как исполнитель русской фортепианной музыки, прежде всего — сочинений П. И. Чайковского, а также как камерный музыкант — его запись всех скрипичных сонат Бетховена с Давидом Ойстрахом до сих пор считается одним из лучших исполнений этого цикла. В репертуар пианиста входили также произведения С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, а также посвящённый ему Первый фортепианный концерт А. И. Хачатуряна.
За годы преподавания в консерватории Оборин воспитал более 100 учеников, среди которых — В. Д. Ашкенази, Г. Н. Рождественский, В. В. Селивохин, Б. А. Чайковский, Т. А. Алиханов, И. М. Красильников и многие другие.
Автор нескольких оригинальных сочинений и статей об исполнительском искусстве.
Л. Н. Оборин умер 5 января 1974 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
WIKI
О - Фортепиано и орган
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12012-09-03 21:06:43
Поделиться22014-04-09 19:31:39
Джон О́гдон (англ. John Ogdon; 27 января 1937, Мэнсфилд-Вудхаус, графство Ноттингемшир — 1 августа 1989, Лондон) — британский пианист и композитор.
В 1945 году начал обучаться по классу фортепиано в Манчестерском музыкальном колледже. Увлёкшись впоследствии композицией, он вошёл в состав сообщества «Новая музыка Манчестера», куда также входили Харрисон Бёрдуистл, Питер Максвелл Дэвис, Александр Гёр и другие молодые музыканты. В этот период Огдон часто исполняет их музыку, а также свои собственные сочинения, совершенствуется как пианист под руководством Клода Биггса, Ричарда Холла, Майры Хесс и Эгона Петри.
Впервые он заявил о себе в 1958 году, когда, заменив заболевшего солиста на концерте в Ливерпуле, блестяще исполнил Второй фортепианный концерт Брамса. Через год впервые выступил с сольным концертом в Лондоне, продемонстрировав выдающееся мастерство и оригинальность творческих взглядов. В 1960 ему присуждены премии на конкурсах имени Бузони и имени Листа, но настоящее мировое признание пришло к нему в 1962, когда он выиграл Второй Конкурс имени Чайковского, разделив первую премию с Владимиром Ашкенази. Как отмечала обозревавшая конкурс Софья Хентова,
Огдон — музыкант с пылкой, богатой и оригинальной фантазией. Он слышит всё по-своему, освещая, как и Клайберн, давно известные сочинения новым светом. Каждая интонация полна живого смысла. Не сковывая себя заранее заданными схемами, он свободно творит на эстраде[1].
В 1960-е годы Огдон много концертировал, записывался и сочинял, однако в начале 1970-х у него начались проблемы со здоровьем, и в 1973 он был помещён в психиатрическую больницу Модсли в Лондоне с диагнозом «шизофрения». Во время пребывания в ней ему разрешалось несколько часов в день играть на рояле, чтобы поддерживать форму. Лишь в 1980 году Огдон смог вернуться на сцену, но налицо был явный творческий спад в его игре. Тем не менее, он сделал ряд выдающихся записей, среди которых выделяется масштабный цикл «Opus Clavicembalisticum» Кайхосрова Сорабджи (1988), уместившийся на четырёх компакт-дисках. Через несколько месяцев после завершения этой записи Огдон умер в Лондоне от воспаления лёгких.
Творчество
Репертуар Огдона был очень обширен. Уже прославившись как выдающийся интерпретатор музыки классицизма и романтизма, он начал включать в свои концерты редко исполнявшиеся сочинения Алькана, Листа, Бузони, а также композиторов XX века, многие из которых в его исполнении прозвучали впервые. Столь широкому творческому кругозору помогала, в частности, способность пианиста почти мгновенно, «с листа» воспринимать текст произведения. Несмотря на отсутствие каких бы то ни было «лишних» движений при игре, исполнение Огдона отличалось огромными динамическими градациями, блестящей виртуозностью, жизненной силой. Помимо сольных выступлений Огдон также часто играл как камерный музыкант.
Композиторское наследие Огдона включает в себя более 200 произведений: оперы, кантаты, оркестровые, камерные и фортепианные сочинения и др. Большинство его рукописей хранятся в библиотеке Северного музыкального колледжа в Манчестере.
WIKI
Поделиться32017-01-25 23:06:00
Георг Борисович Орентлихер (1897—1985) — российский пианист. Заслуженный артист РСФСР.
Известен, прежде всего, как мастер аккомпанемента — особенно благодаря сотрудничеству с певцом Георгием Виноградовым, вершиной которого стали две записи: «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта и «Любовь поэта» Роберта Шумана. Среди других исполнителей, выступавших и записывавшихся с Орентлихером, — Андрей Иванов, Людмила Легостаева, Анна Матюшина.
В 1960-1970-е гг. преподавал камерный ансамбль в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных — его учеником был, в частности, Александр Градский, вспоминавший об Орентлихере как о «замечательном совершенно педагоге»[1].
Под редакцией Орентлихера изданы «Избранные романсы» Николая Черепнина (1973).
WIKI