Евгений Герасимович Савчук (род. 1947) — генеральный директор − художественный руководитель Национальной заслуженной академической капеллы Украины «Думка», Киев, Герой Украины.
Народный артист Украины (1990), профессор (1997), академик АМУ (2004). Секретарь Национального Всеукраинского музыкального союза (с 1996).
Родился 10 февраля 1947 года в с. Брусница, Кицманский район Черновицкой области УССР. Украинец.
Черноветское музыкальное училище, хормейстерское отделение (1962—1966), дирижёр хора, учитель пения.
Киевская государственная консерватория им. П. Чайковского, факультет хорового дирижирования (1966—1971), дирижёр хора, преподаватель хоровых дисциплин.
Ассистентура-стажировка при Киевской государственная консерватория им. П. Чайковского (1975—1977).
01.1970−04.1973 — главный хормейстер, Киевский государственный театр оперетты.
04.1973−11.1973 — дирижёр, Заслуженный украинский народный хор им. Г. Верёвки.
11.1973−11.1974 — служба в Советской Армии, Киевский Военный Округ.
11.1974−02.1978 — дирижёр-хормейстер, Заслуженный украинский народный хор им. Г. Верёвки.
03.1978−03.1984 — директор − художественный руководитель, Киевская мужская хоровая капелла им. Л. Ревуцкого.
С 03.1984 — генеральный директор − художественный руководитель, Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка».
С 09.1977 — преподаватель кафедры хорового дирижирования, с 1990 — доцент, с 1997 — профессор, с 2003 — заведующий кафедры хорового дирижирования, Киевская государственная консерватория им. П. Чайковского (Национальная музыкальная академия Украины).
Герой Украины (с вручением ордена Державы, 19.08.2009 — за выдающийся личный вклад в развитие национальной музыкальной культуры и сохранение лучших традиций хорового искусства).
Награждён орденами «За заслуги» III (05.1999), II (06.2004) и I (02.2007) степеней.
Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1984, 1998).
Заслуженный деятель искусств Украины (1979).
C - Дирижеры
Сообщений 11 страница 17 из 17
Поделиться112013-08-27 08:04:13
Поделиться122014-02-23 11:42:22
Пётр Михайлович Славинский (16 (28) октября 1899, Харьков — 2 мая 1977, Москва) — российский дирижёр.
Окончил Московскую консерваторию (1928) как виолончелист, ученик Семёна Козолупова; затем изучал дирижирование там же. Ещё студентом начал играть в оркестре Большого театра, с 1936 г. работал дирижёром в оперных театрах различных городов СССР. В 1938 г. стал первым главным дирижёром новосозданного Башкирского государственного театра оперы и балета[1], в котором осуществил премьеры нескольких башкирских национальных опер: «Хакмар» Масалима Валеева, «Акбузат» Антонио Спадавеккиа и Халика Заимова, «Карлугас» Николая Чемберджи, «Ашкадар» и «Мэрген» Антона Эйхенвальда. В 1944 г. удостоен почётных званий Народный артист Башкирской АССР и Заслуженный артист РСФСР.
В послевоенные годы работал в Куйбышевском и Харьковском оперных театрах. В 1950 г. возглавил музыкальную часть Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди постановок Славинского этого периода — опера Эдуарда Направника «Дубровский» с Сергеем Лемешевым в заглавной партии, записанная в качестве фильма-спектакля.
В 1961 г. перешёл во МХАТ.
WIKI
Поделиться132014-04-16 23:02:21
Сарджент Малколм
29 апреля 1895 года - 03 октября 1967 года
«Небольшого роста, сухощавый, Сарджент, казалось бы, совсем не дирижирует. Движения его скупы. Кончики длинных, нервных пальцев выражают у него подчас много больше, чем дирижерская палочка, он по большей части дирижирует параллельно обеими руками, никогда не дирижирует наизусть, а всегда по партитуре. Сколько дирижерских «грехов»! И при этой, как будто бы «несовершенной», технике оркестру всегда понятны до конца малейшие намерения дирижера.
Пример Сарджента наглядно показывает, какое огромное место занимают в дирижерском мастерстве ясное внутреннее представление о музыкальном образе и твердость творческих убеждений, — и какое подчиненное, хотя и очень важное место занимает внешняя сторона дирижирования». Таков портрет одного из ведущих английских дирижеров, нарисованный его советским коллегой Лео Гинзбургом. В справедливости этих слов советские слушатели могли убедиться во время выступлений артиста в нашей стране в 1957 и 1962 годах. Черты, присущие его творческому облику, во многом характерны и для всей английской дирижерской школы, одним из виднейших представителей которой он являлся несколько десятилетий.
Дирижерская карьера Сарджента началась довольно поздно, хотя одаренность и любовь к музыке он проявил с детства. Окончив в 1910 году Королевский музыкальный колледж, Сарджент стал церковным органистом. Свободное время он посвящал композиции, занимался с любительскими оркестрами и хорами, изучал игру на фортепиано. О дирижировании он в ту пору не помышлял всерьез, но изредка ему приходилось руководить исполнением собственных сочинений, которые включались в лондонские концертные программы. Профессию же дирижера, по собственному признанию Сарджента, его «заставил изучать Генри Вуд». «Я был счастлив, как никогда», — добавляет артист. И действительно, Сарджент нашел себя.
С середины 20-х годов он уже регулярно выступает с оркестрами и дирижирует оперными спектаклями, в 1927-1930 годах работает с «Русским балетом С. Дягилева», а спустя еще некоторое время выдвигается в число виднейших английских артистов. Г. Вуд писал тогда: «С моей точки зрения, это один из лучших современных дирижеров. Помнится, кажется в 1923 году, он пришел ко мне просить совета — заниматься ли дирижированием. Я слышал, как годом раньше он дирижировал своим Ноктюрнам и Скерцо. У меня не оставалось сомнений, что он легко может превратиться в первоклассного дирижера. И мне приятно сознавать, что я был прав, уговорив его оставить фортепиано».
В послевоенные годы Сарджент стал подлинным преемником и продолжателем дела Вуда как дирижер и просветитель. Руководя оркестрами Лондонской филармонии в «Би-би-си», он в течение многих лет возглавлял и знаменитые «Променад-концерты», где под его управлением прозвучали сотни произведений композиторов всех времен и народов. Вслед за Вудом он знакомил английскую публику со многими сочинениями советских авторов. «Как только у нас появляется новое произведение Шостаковича или Хачатуряна, — говорил дирижер, — оркестр, которым я руковожу, тотчас же стремится включить его в свою программу».
Велики заслуги Сарджента в популяризации английской музыки. Недаром соотечественники называли его «британским мастером музыки» и «послом английского искусства». Все лучшее, что создано Пёрселлом, Холстом, Элгаром, Дилиусом, Воан Уильямсом, Уолтоном, Бриттеном, Типпеттом, находило в лице Сарджента глубокого истолкователя. Многие из этих композиторов получили известность за пределами Англии благодаря замечательному артисту, выступавшему на всех континентах земного шара.
Имя Сарджента завоевало столь широкую популярность в Англии, что один из критиков еще в 1955,году писал: «Даже для тех, кто никогда не бывал на концерте, Сарджент является сегодня символом нашей музыки. Сэр Малколм Сарджент — не единственный дирижер в Британии. Многие могут добавить, что, по их мнению, он не самый лучший. Но мало кто возьмется отрицать, что нет музыканта в стране, который сделал бы больше, чтобы привести людей к музыке и музыку приблизить к людям». Свою благородную миссию артиста Сарджент нес до конца жизни. «До тех пор, пока я буду ощущать достаточно сил и пока меня будут приглашать дирижировать,— говорил он,— я с радостью буду работать. Моя профессия всегда приносила мне удовлетворение, приводила меня во многие прекрасные страны и дарила мне прочную и ценную дружбу».
Поделиться142014-05-12 03:57:05
И́горь Фёдорович Страви́нский (5 [17] июня 1882, Ораниенбаум — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле) — русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.
Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме на даче, которую купил его отец, Фёдор Стравинский — российский певец польского происхождения, солист Мариинского театра. По версии некоторых украинских исследователей, род Стравинских происходит из Волыни на Украине.
С девяти лет Стравинский брал частные уроки фортепиано, в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 год Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил композитору занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.
Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).
В эти годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно, а в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны, едет в Швейцарию за часами, где и остаётся на ближайшие четыре года. Среди сочинений этого времени — опера «Соловей» по сказке Г. Х. Андерсена (1914) и «История солдата» (1918). Этим же временем датируется сближение Стравинского с французской «Шестёркой» и авангардным композитором Эриком Сати, ядовитый характер и музыка которого вызывали неизменное восхищение Стравинского. Некоторые произведения Сати, в особенности балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ» (1918), оставили заметный след в творчестве Стравинского.
После окончания войны Стравинский принимает решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переезжает во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева пишет балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.
Стравинский жил во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), танцевальной кантаты (балета с пением) «Свадебка» (1923) — итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».
В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого. Как дирижёр Стравинский выступал с 1915 года. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке — «Отче наш» для хора a capella. В 1928 году появляются новые балеты — «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи», а два года спустя — знаменитая и грандиозная «Симфония псалмов» на латинские тексты Ветхого Завета.
В начале 1930-х годов Стравинский обращается к жанру концерта — он создаёт концерт для скрипки с оркестром и концерт для двух фортепиано. В 1933—1934 годах по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом Стравинский пишет мелодраму «Персефона». Тогда же он окончательно решает принять французское гражданство (получено в 1934 году) и пишет автобиографическую книгу «Хроника моей жизни».
С 1936 года Стравинский периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. В 1937 году в Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя — исполнен концерт «Дамбартон-Окс», Стравинского приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся войной, Стравинский решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945 году он становится американским гражданином. Произведения этого периода — опера «Похождения повесы» (1951), ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония in C (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946, написан для оркестра Вуди Германа[источник не указан 370 дней]), а также множество других сочинений.
В январе 1944 года, в связи с исполнением необычной аранжировки гимна США в Бостоне, местная полиция предупредила Стравинского, что существует ответственность в виде штрафа за искажение гимна. В связи с этим появился миф, что Стравинский был арестован за искажение гимна
С начала 1950-х годов Стравинский начинает использовать в своих сочинениях серийный принцип. Переходным сочинением стала Кантата на стихи английских анонимов, в которой со всей очевидностью обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки, к которой Стравинский тяготел всегда. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Полностью серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, как таковой, стали Threni (Плач пророка Иеремии; 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, — это «Движения» для фортепиано с оркестром (1959). Итоговое музыкальное произведение серийного периода — Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра.
Апофеозом всего творчества Стравинского является Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966): «…„Заупокойные песнопения“ завершили всю мою творческую картину…», «…Реквием в моём возрасте слишком задевает за живое…», «…сочиняю шедевр своих последних лет» — И. Стравинский.
Стравинский очень активно гастролировал как дирижёр и пианист. Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжает с концертами в СССР, где дирижирует в Москве и Ленинграде. Последнее завершённое его произведение — обработка для камерного оркестра двух духовных песен Хуго Вольфа (1968), но он ещё успеет задумать и начать оркестровку четырёх прелюдий и фуг из ХТК И. С. Баха (1968—1970), а также начнёт вынашивать замысел и представит себе эскизы фортепианного сольного произведения.
Умер Стравинский 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на так называемой «русской» его части, вместе со своей женой Верой, недалеко от могилы Сергея Дягилева.
На дочери И. Ф. Стравинского Людмиле (1908—1938) был женат поэт Юрий Мандельштам.
WIKI
Поделиться152014-09-10 06:51:27
Стефанов В. И.
Васил Иванов (р. 24 IV 1913, Шумен) - болг. скрипач и дирижёр. Нар. артист НРБ (1972). Окончил в 1933 Гос. муз. академию в Софии по классу С. Попова (скрипка). С сер. 30-х гг. играл в Академич. и Царском симф. оркестрах. Выступал в концертах как скрипач-солист и квартетист. С 1944 солист оркестра Софийской филармонии, с 1946 2-й дирижёр этого оркестра. В 1947 совершенствовался как дирижёр у В. Талиха в Праге (стажёр). С 1948 гл. дирижёр симф. оркестра Болг. радио в Софии, с 1961 дирижёр хора "Гусла". Как исполнитель С. отличается ярким артистич. темпераментом, бережным отношением к авторскому замыслу. В репертуаре - гл. обр. произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. С. - первый исполнитель мн. новых произв. болг. композиторов. Гастролировал как дирижёр в Италии, ФРГ, Франции, а также в СССР (1972) и др. социалистич. странах. Димитровская пр. (1953).
Литература: Лазаров С., Васил Стефанов на 60 години, "Българска музика", 1973, No 4.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7254/Стефанов
Поделиться162015-01-21 08:47:29
Саулюс Сондецкис (лит. Saulius Sondeckis; род. 11 октября 1928, Шяуляй) — литовский скрипач, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1980).
Сын политика Яцкаса Сондецкиса, бургомистра Шяуляя, и учительницы Шяуляйской гимназии. Отец скрипача Паулюса и виолончелиста Витаутаса Сондецкисов.
Окончил Вильнюсскую консерваторию (1952) по классу скрипки Александра Ливонта. В 1957—1960 годах учился в аспирантуре в Московской консерватории, проходил также мастер-класс по дирижированию у Игоря Маркевича.
С 1952 года преподавал скрипку в вильнюсских музыкальных школах, затем в Вильнюсской консерватории (с 1977 — профессор). В 1956 году возглавил оркестр учеников Школы искусств имени Чюрлёниса. В 1964 году, выступив с этим оркестром на фестивале в Бухаресте, стал первым литовским дирижёром, выехавшим на гастроли во главе собственного коллектива[1]. В 1976 г. с оркестром школы выиграл конкурс молодёжных оркестров Герберта фон Караяна в Западном Берлине, удостоившись восторженных отзывов критики[2].
Основатель и бессменный руководитель Литовского камерного оркестра (1960—2004) и петербургского Оркестра Государственного Эрмитажа (с 1989 года), с 2004 года — главный приглашённый дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы».
Наиболее известные достижения Сондецкиса связаны с музыкой Вольфганга Амадея Моцарта — в частности, с циклом из всех клавирных концертов Моцарта (вместе с пианистом Владимиром Крайневым), исполненным в Вильнюсе, Москве и Ленинграде, и с концертной записью оперы «Дон Жуан». В то же время Сондецкис сотрудничал со многими выдающимися композиторами-современниками. Высокую оценку получила его запись 13-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Под управлением Сондецкиса состоялись мировые премьеры произведений Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Сергея Слонимского, Балиса Дварионаса и др. Свои произведения посвящали Сондецкису Пярт («Tabula rasa»), Шнитке («Concerto grosso» № 1 посвящено Сондецкису, Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко, № 3 — Сондецкису и Литовскому камерному оркестру, к 25-летию коллектива), Петерис Васкс и другие.
WIKI
Поделиться172015-09-10 10:18:05
Габриэль Сантини
День рождения: 20.01.1886 года
Возраст: 78 лет
Место рождения: Перуджа, Италия
Дата смерти: 13.11.1964 года
Место смерти: Рим, Италия
Автор: Елена Мурзина
Сайт: Знаменитости
Габриэль Сантини появился на свет 20 января 1886 года в Перудже (Perugia). Он учился в консерваториях Перуджи и Болоньи (Bologna), а профессиональный дебют Сантини в качестве помощника дирижера состоялся в 1906 году, когда молодому дирижеру выпала удача работать с Джино Маринуцци (Gino Marinuzzi) и Артуро Тосканини (Arturo Toscanini), выступая с ними по всей Италии. С Тосканини Габриэль работал с 1907 по 1909 год, еще до окончания учебы.
Особенно тесные связи Габриэль Сантини поддерживал с театрами Ла Скала (La Scala) в Милане (Milan), Сан Карло (San Carlo) в Неаполе (Naples) и Римской оперой (Rome Opera), где с 1945 оп 1962 год он занимал пост художественного руководителя. Кроме того, итальянский дирижер выступал в Парижской опере (Paris Opéra) и Королевском оперном театре (Royal Opera House) в Лондоне (London), откуда получал регулярные приглашения.
Очень хорошо Сантини знали в Аргентине (Argentina), куда итальянский дирижер часто наведывался с 1910 по 1914 год и в течение нескольких лет оставался самым популярным дирижером театра Колон (Teatro Colón) в Буэнос-Айресе (Buenos Aires). В театре Колон Сантини многое сделал для привлечения интереса широкой аудитории к операм Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) и других композиторов-веристов, в частности, Пьетро Масканьи (Pietro Mascagni).
В феврале 1914-го, в преддверии Первой мировой войны, он направился в Триест (Trieste), где поставил 'Травиату' (La traviata) и 'Дона Паскуале' (Don Pasquale). Во время войны Сантини работал в итальянских театрах, в основном, в Риме, Неаполе, Флоренции (Florence), Парме (Parma) и других, а летом 1922 года вернулся в Буэнос-Айрес с постановкой оперы Рахманинова (Sergei Rachmaninoff) 'Франческа да Римини' (Francesca da Rimini), что стало ее латиноамериканской премьерой.
В 1924-м Тосканини пригласил Сантини в Ла Скала, и в течение пяти лет под управлением Сантини на сцене миланского театра прошло множество опер, от 'Трубадура' (Il trovatore) и 'Аиды' (Aida) до 'Тоски' (Tosca) и 'Мадам Баттерфляй' (Madama Butterfly).
В 1929-м Сантини перебрался в Рим, где получил самый теплый прием и затем и добился грандиозного успеха. До 1932 года она был главным дирижером и музыкальным руководителем Римской оп
еры и вернулся на эту должность после Второй мировой войны.
Сантини управлял оркестрами на нескольких премьерах произведений современных итальянских композиторов, включая Умберто Джордано (Umberto Giordano) и Франко Альфано (Franco Alfano), однако особенно восхищался мастерами старой школы, работы которых составляют обычный итальянский репертуар. Он считается одним из самых выдающихся дирижеров-интерпретаторов музыки Верди в своем поколении и оставил знаменитые записи опер 'Симон Бокканегра' (Simon Boccanegra) и 'Дон Карлос' (Don Carlo), обе с итальянским баритоном Тито Гобби (Tito Gobbi) и болгарским басом Борисом Христовым (Boris Christoff). В последние годы жизни он не отказался полностью от живых выступлений, однако все же сконцентрировался на звукозаписи.
Габриэль Сантини скончался 13 ноября 1964 года в Риме (Rome), в возрасте 78 лет, после перенесенного инсульта, не завершив недавно начатую запись оперы 'Тоска'.
http://www.peoples.ru/art/music/conduct … e_santini/