Николай Семёнович Голованов (9 (21) января 1891, Москва — 28 августа 1953, там же) — русский советский дирижёр, пианист и композитор, Народный артист СССР (1948)
Окончил Московское Синодальное училище церковного пения, где обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского, впервые выступил как дирижёр в 1909 году.
По окончании Московской консерватории по классу композиции Сергея Василенко и Михаила Ипполитова-Иванова, в 1915 году стал дирижёром оркестра и ассистентом хормейстера Большого театра, с 1919 по 1928 был главным дирижёром, в 1926—1929 также возглавлял Московский филармонический оркестр.
В 1937 году был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра и оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета, которым руководил до своей смерти. Под управлением Голованова чаще всего исполнялись эпические масштабные сочинения русских композиторов («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Иван Сусанин» Глинки, «Шехеразада» Римского-Корсакова и др.).
Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио.
В 1948—1953 годах Голованов вновь возглавлял Большой театр, в 1925—1929 и 1943—1944 преподавал в Московской консерватории.
Звучание оркестра Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под управлением Голованова состоялись первые исполнения Пятой, Шестой, Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Мясковского, Второй симфонии Хренникова, Третьей Рахманинова (впервые в СССР). Будучи хорошим пианистом, он часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей Антониной Неждановой. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений: оперы «Принцесса Юрата», симфонии, двух симфонических поэм, оркестровых сюит, Увертюры на русские темы, более 200 романсов, обработок народных песен, ряд сочинений на духовную тему.
WIKI
Г - Дирижеры
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться12012-09-05 20:22:03
Поделиться22012-09-08 21:05:10
Сергей Петрович Горчаков (настоящая фамилия Цвейфель; 10 февраля 1905 — 4 июля 1976) — российский дирижёр.
Окончил Московскую консерваторию (1929), ученик Константина Сараджева. Работал с духовыми оркестрами, в 1939—1952 гг. дирижёр Симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения, возглавлявшегося в это время Николаем Головановым. Среди значительных записей Горчакова с этим коллективом — Концерт для фортепиано с оркестром № 20 Вольфганга Амадея Моцарта и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Людвига ван Бетховена с Марией Юдиной, Фантазия на темы Рябинина Антона Аренского с Марией Гринберг, его же фортепианный концерт с Григорием Гинзбургом, скрипичный концерт Сергея Ляпунова с Юлианом Ситковецким.
Кандидат искусствоведения (1958, диссертация «Об особенностях переложений фортепианных произведений для духового оркестра»), на основе диссертации выпустил книгу «Практическое руководство по инструментовке для духового оркестра. Переложение фортепианных произведений» (1962). С 1960 г. преподавал на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории.
Горчаков известен, прежде всего, оркестровкой знаменитого фортепианного цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки», осуществлённой им в 1954 г. Заметно уступая в популярности самой известной оркестровке Мориса Равеля, версия Горчакова имеет, однако, своих поклонников — прежде всего, Курта Мазура, впервые исполнившего её за пределами СССР в 1968 г., а затем введшего в американскую исполнительскую практику. Эта версия, как отмечают специалисты, «ровнее и мрачнее», она «полна русской мощи и мужественного величия» (Майкл Ланкестер)
Поделиться32012-09-11 17:22:42
Алекса́ндр Васи́льевич Га́ук (3 (15) августа 1893, Одесса — 30 марта 1963, Москва) — советский дирижёр и композитор, Народный артист РСФСР (1954).
Обучался в Петроградской консерватории по классам композиции у Александра Глазунова, Василия Калафати, Язепса Витолса, Михаила Чернова и дирижирования ― у Николая Черепнина.
В 1917 году стал дирижёром Петроградского театра музыкальной драмы, с 1923 по 1931 работал в Ленинградском театре оперы и балета (дирижировал в основном балетными спектаклями).
В 1930—1934 возглавлял симфонический оркестр Ленинградской филармонии, а в 1936 стал первым главным дирижёром только что созданного Государственного академического симфонического оркестра СССР и руководил им до 1941 года, наконец, в 1953—1963 годах руководил Большим симфоническим оркестром Гостелерадио СССР.
Гаук вёл активную педагогическую деятельность, преподавал в Ленинградской (1927—1933 и 1946―1948), Тбилисской (1941—1943), Московской (1939—1963, с 1948 ― профессор) консерваториях, среди его учеников — Евгений Мравинский, Александр Мелик-Пашаев, Константин Симеонов, Эдуард Грикуров, Николай Рабинович, Евгений Светланов, Геннадий Проваторов. Он автор ряда оригинальных сочинений: симфонии, концертов для фортепиано и для арфы с оркестром, фортепианных и камерных произведений, оркестровок сочинений Михаила Глинки («Патриотическая песнь»), Петра Чайковского («Времена года»), Мусоргского (неоконченной оперы «Женитьба»).
Гаук обладал хорошим чувством оркестрового ансамбля и стиля произведения. Под его управлением звучали сочинения Хачатуряна, Мясковского, Шапорина, Шостаковича, Овчинникова и других современных композиторов (многие из которых были исполнены впервые), наряду с классическим репертуаром (сочинениями Генделя, Баха, Берлиоза). 13 ноября 1945 именно Гаук продирижировал восстановленной Первой симфонией Рахманинова, не исполнявшейся до того в течение почти 50 лет. Выступал с гастролями в разных странах. В 1954 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
В 1975 годы было опубликовано издание «Мемуары, избранные статьи, воспоминания современников Александра Гаука».
WIKI
Поделиться42012-09-29 09:59:26
Ламбе́рто Гарде́лли (итал. Lamberto Gardelli, род. 8 ноября 1915 года Венеция — ум. 17 июля 1998 г. Мюнхен) — итальянский дирижёр.
Л.Гарделли обучался музыкальному искусству в Национальной Академии Санта Чечилия в Риме у Гоффредо Петрасси и Алессандро Бустини. Свою творческую деятельность начал ассистентом у Туллио Серафина, дирижировал в это время различными итальянскими оркестрами. Как оперный дирижёр дебютировал в 1944 году в Римской опере, в Травиате Дж. Верди.
С 1946 по 1955 год Л.Гарделли — дирижёр Стокгольмской оперы. Затем он с 1955 по 1961 руководит симфоническим оркестром Датского радио. В 1961-65 годах — главный дирижёр Будапештской оперы. С 1978 по 1984 год Гарделли стоит во главе Бернской оперой, с 1982 по 1985 — также оркестра на Мюнхенском радио. В 1986—1989 вновь руководит симфоническим оркестром Датского радио. Неоднократно выступал в Лондонской Королевской опере и в нью-йоркской Метрополитен-опера.
Л.Гарделли был неоднократным участником Глайндборнских оперных фестивалей. Широко известны дискозаписи оперной музыки Л.Гарделли, в особенности малоизвестных прежде произведений итальянской оперы.
Поделиться52013-03-02 02:33:54
Дирижер Джанандреа Гавадзени родился в Бергамо. Музыкальную подготовку он получил в Римской консерватории, где учился в 1921—1924 годах, и в Миланской, которую окончил в 1931 году как пианист и композитор. До начала сороковых годов Гавадзени занимался преимущественно композицией и как дирижер выступал лишь с исполнением собственных сочинений. Его перу принадлежат опера «Поль и Виржиния», ряд оркестровых сочинений, романсы. Начиная с 1940 года дирижерская деятельность музыканта выступает на первый план, хотя он продолжает сочинять музыку и писать критические статьи, исследования и литературные работы на музыкальные темы, среди которых была книга «Мусоргский и русская музыка XIX века».
В последующие годы Гавадзени завоевал славу одного из лучших оперных дирижеров современной Италии. В первые послевоенные сезоны он начал регулярно выступать в театре «Ла Скала», постоянным дирижером которого стал в 1943 году; неоднократно гастролировал в театрах Италии, а также Австрии, ФРГ, Англии, Швейцарии, Испании, США и других стран. В 1964 году Гавадзени с труппой «Ла Скала» побывал в СССР, дирижируя «Трубадуром» Верди; блестящий артистизм и мастерство дирижера были высоко оценены советской критикой. Основу репертуара Гавадзени составляют итальянские оперы всех времен и стилей. Особенно удаются ему произведения Россини, Доницетти, раннего Верди, а также современные оперы Пиццетти, Малипьеро и других. Вместе с тем под его управлением неоднократно шли и произведения иностранных авторов. Гавадзени считается едва ли не лучшим в Италии исполнителем и знатоком русской музыки; среди его достижений — постановки «Каменного гостя» Даргомыжского и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.
Основу репертуара Гавадзени составляют итальянские оперы всех времен и стилей. Особенно удаются ему произведения Россини, Доницетти, раннего Верди, а также современные оперы Пиццетти, Малипьеро и других. Вместе с тем под его управлением неоднократно шли и произведения иностранных авторов. Гавадзени считается едва ли не лучшим в Италии исполнителем и знатоком русской музыки; среди его достижений — постановки «Каменного гостя» Даргомыжского и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.
"Современные дирижеры", М. 1969.
Поделиться62013-09-13 18:18:26
Израиль Борисович Гусман (18 августа 1917, Нижний Новгород — 29 января 2003) — российский дирижер, народный артист РСФСР, профессор Нижегородской консерватории.
Гусман Израиль Борисович родился 18 августа 1917 год в Нижнем Новгороде в семье известного музыкального критика Бориса Евсеевича Гусмана. Вскоре семья Гусмана переехала в Москву. В 1931 году Израиль Борисович закончил музыкальное училище им. Гнесиных и поступил на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории. В годы учёбы он начал работать в оркестре Музыкального театра им. В. И. Немировича-Данченко, затем в оркестре Московской филармонии.
В 1942 году Гусман был назначен руководителем оркестра 4-го Украинского фронта. Давал концерты для частей фронта и населения на Украине, в Польше, Чехословакии и Германии. В 1946 году Израиль Борисович стал лауреатом Всесоюзного смотра молодых дирижёров в Ленинграде.
Израиль Борисович Гусман с 1947 года возглавлял оркестр Харьковской филармонии, с 1957 по 1987 год возглавлял оркестр Горьковской (Нижегородской) филармонии. Начиная с 1947 года Гусман сочетал исполнительскую деятельность с педагогической. У него дирижёрскому мастерству учились Ростропович М. и Спиваков В.
В 1963 — 1964 годах работал дирижёром в Большом театре, дирижировал в постановках опер «Пиковая дама» и «Борис Годунов». С 1962 года стал одним из организаторов фестивалей «Современная музыка». За свою творческую жизнь он выступал с ведущими оркестрами: Государственным оркестром, Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, государственными оркестрами Украины, Белоруссии, Балтии и другими. Не раз выступал за рубежом.
С 1957 по 1987 год Гусман И. Б. возглавлял симфонический оркестр Горьковской (ныне Нижегородской) филармонии. Израиль Борисович — один из главных организаторов первого в СССР фестиваля «Современная музыка», который регулярно проводился с 1962 года. В 1963—1964 гг. Как приглашённый дирижёр, он выступал с крупнейшими симфоническими коллективами СССР (Государственным оркестром, Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения, оркестром Ленинградской филармонии, государственными оркестрами Украины, Белоруссии, Балтии и другими).
В 1978 году Израиль Борисович Гусман стал народным артистом РСФСР, в 1981 году — профессором Горьковской консерватории. В 1996 году Гусмано было присвоено звание «Почётный гражданин Нижегородской области».
Гусман И. Б. умер в Нижнем Новгороде 29 января 2003 года. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
Память
09.01.2004 года Министерство культуры Нижегородской области обратилось в администрацию Нижнего Новгорода с просьбой установить мемориальную доску Гусману И. Б.
Открытие мемориальной доски состоялось 11.06.2004 года (дом № 6 по улице Варварская).
В церемонии открытия приняли участие Г. Вишневская, М. Ростропович, Л. Дроздова (народная артистка РФ, вдова И. Б. Гусмана), художественный руководитель Нижегородской филармонии О. Томина и другие известные деятели культуры Нижнего Новгорода.
Мемориальная доска в виде открытого рояля выполнена из чёрного мрамора. В верхней части доски на фоне нотного стана — погрудное изображение Гусмана И. Б. за дирижёрским пультом. Ниже золотом высечен текст: «В этом доме с 1970 по 2003 год жил выдающийся дирижёр и музыкальный деятель, народный артист России, Почётный гражданин Нижегородской области Гусман Израиль Борисович».
WIKI
Поделиться72014-05-17 08:16:13
Альчео Гальера (итал. Alceo Galliera; 3 мая 1910, Милан — 21 апреля 1996, Брешия) — итальянский дирижёр и композитор. Сын и, в детские годы, ученик Арнальдо Гальеры (1871—1934), профессора органа в Пармской консерватории.
В 1932 г. окончил Миланскую консерваторию как пианист, органист и композитор и некоторое время преподавал здесь же. Дебютировал как дирижёр в 1941 г. с оркестром академии Санта-Чечилия, однако с эскалацией Второй мировой войны уехал в Швейцарию и вёл малозаметную частную жизнь, вернувшись к активной дирижёрской карьере в 1945 г. на фестивале в Люцерне. В дальнейшем Гальера нередко принимал участие в Зальцбургском фестивале, дирижировал такими оркестрами, как Венский филармонический и лондонская Филармония. В 1950—1951 гг. он возглавлял Симфонический оркестр Виктории, в 1957—1960 гг. был главным дирижёром генуэзского театра Карло Феличе, в 1964—1972 гг. руководил Страсбурским филармоническим оркестром. Среди солистов, выступавших и записывавшихся с ним, — Дину Липатти, Артуро Бенедетти Микеланджели, Артур Шнабель, Клаудио Аррау, Вальтер Гизекинг. Особенно известна осуществлённая Гальерой запись оперы «Севильский цирюльник» с Марией Каллас и Тито Гобби.
WIKI
Поделиться82014-08-15 23:16:54
Эдуард Петрович Грикуров (1907 — 1982) — советский оперный дирижёр. Народный артист РСФСР (1957). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).[1].
Э. П. Грикуров родился 29 марта (11 апреля) 1907 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Учился в ТбГК по классам фортепиано у А. И. Тулашвили, теории музыки и композиции ― у М. М. Ипполитова-Иванова и С. В. Бархударяна. Совершенствовался в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1933 как дирижёр (класс А. В. Гаука).
После кратковременного сотрудничества с Оркестром русских народных инструментов имени В. В. Андреева Грикуров в 1937 году начал работу в ЛМАТОБ имени М. П. Мусоргского, с которым и была связана в дальнейшем вся его дирижёрская карьера. С 1944 по 1969 он занимал пост главного дирижёра этого театра (с перерывом в 1956—1960 годах, когда руководил оркестром ЛАТОБ имени С. М. Кирова).
Э. П. Грикуров умер 13 декабря 1982 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.
WIKI
Поделиться92015-02-11 16:08:09
Франко Гионе
Автор: Елена Мурзина
Сайт: Знаменитости
Гионе родился в 1886 году, а первые уроки игры на скрипке ему дал отец. Франко изучал композицию, искусство игры на скрипке и грегорианскую палеографию (историю письма) в Пармской консерватории (Parma Conservatory), а после окончания служил скрипачом в оркестрах Пармского театра (Parma Theatre) и римского театра Аугустео (Augusteo). В 18 лет он дал свой первый концерт.
Карьеру дирижера он начал в 1913 году и работал во многих крупных оперных театрах, включая миланский Ла Скала (La Scala), где был помощником Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) в 1922-1923 годах. Его первыми выступлениями в Ла Скала стали весьма успешные постановки 'Манон' (Manon) Жюля Массне (Jules Massenet) и 'Лючии ди Ламмермур' (Lucia di Lammermoor) Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti).
До этого, с 1919 по 1920 год, Гионе работал в Барселоне (Barcellona), после Ла Скалы его с удовольствием приглашали выступать в театре Реджио (Teatro Regio) в Турине (Torino) и в другие итальянские театры. С 1936 по 1940 год Гионе дирижировал Детройтским симфоническим оркестром (Detroit Symphony Orchestra). Это был сложный для него период, и современники рассказывали, что порой итальянский дирижер готов был взорваться от возмущения, когда музыканты не понимали его указаний – сам он по-английски не говорил. Затем Гионе дирижировал оркестрами в театрах Нью-Йорка (New York City), Чикаго (Chicago), Буэнос-Айреса (Buenos Aires), где работал с оркестром знаменитого театра Колон (Teatro Colón), Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro) и Сиднея (Sydney). Кроме того, он побывал с турами в Новой Зеландии (New Zealand) и Южной Африке (S
outh Africa), прежде чем вернуться в Италию (Italy) в 1958 году. Вернувшись в Европу (Europe), он дирижировал постановкой 'Фальстафа' (Falstaff) в Мадриде (Madrid) и, наконец, в 1960 году вышел в отставку.
Гионе работал с известнейшими оперными артистами первой половины прошлого века и оставил много интересных записей, среди которых нужно особенно отметить оперу 'Паяцы' (Pagliacci) Леонкавалло (Leoncavallo), записанную при участии Беньямино Джильи (Beniamino Gigli); пуччиниевскую 'Турандот' (Turandot) с Джиной Чинья (Gina Cigna), Франческо Мерли (Francesco Merli) и Магдой Оливеро (Magda Olivero); и 'Травиату' (La traviata) Верди (Verdi) с великой Марией Каллас (Maria Callas).
Франко Гионе скончался в 1964 году. Он был одним из ведущих специалистов своего времени в области итальянской романтической оперы и располагал обширным симфоническим репертуаром. Как композитор, Гионе оставил множество песен и симфонических поэм.
http://www.peoples.ru/art/music/conduct … co_ghione/
Поделиться102015-08-14 07:00:44
Лазарь Гозман (27 мая1926 года в Киеве) - Советский скрипач еврейского происхождения, сыграл в области классической музыки значительную роль. Во время своей музыкальной карьеры он достиг международной известности и признания за свою деятельность, как музыкальный руководитель, концертмейстер и преподаватель скрипки.
После учебы в государственной консерватории в Москве Лазарь Гозман перебрался в Ленинград, где он работал концертмейстером в филармонии и в течение 17 лет работал музыкальным руководителем камерного оркестра работал. Параллельно он был членом Ленинградской консерватории.
В 1977 году эмигрировал по политическим мотивам в США, где получил место в качестве концертмейстера симфонического оркестра в Сент-Луисе, штат Миссури. Он был членом Сент-Луиской консерватории, создал камерный оркестр Kammergild Сент-Луис.