Надежда Андреевна Обу́хова (1886—1961) — русская советская оперная певица (меццо-сопрано). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Народная артистка СССР (1937).
Надежда Обухова родилась 22 февраля (6 марта) 1886 года в Москве. Происходила она из дворянской семьи, одним из её предков был Евгений Баратынский.. Двоюродный брат — композитор Николай Обухов.
Детство Надежды Андреевны проходило в селе Хворостянка в имении её деда, одного из основателей воронежского отделения Русского музыкального общества А. С. Мазараки.
В 1912 году окончила МГК имени П. И. Чайковского (класс У. А. Мазетти) и начала выступать как концертная певица. В 1916 году дебютировала на оперной сцене в партии Полины («Пиковая дама» П. И. Чайковского). Прочно закрепившись на оперной сцене, она стала солисткой Большого театра где проработала до 1943 года.
Надежда Обухова являлась выдающейся представительницей русской вокальной школы. Голос Надежды Андреевны, редкий по красоте и богатству тембра, отличался необычайно широким диапазоном: она исполняла партии от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. Артистический облик певицы отличался сочетанием совершенного вокального мастерства с искренностью и благородством художественной интерпретации сценического образа, неповторимым обаянием.
Большое место в жизни Надежды Обуховой занимала концертная деятельность. Она имела многогранный и разнообразный репертуар, в котором насчитывалось свыше 300 романсов и песен.
В годы Великой Отечественной войны Надежда Андреевна осталась в Москве и продолжила выступления, выступала в том числе и на Всесоюзном радио. В разные годы партнерами певицы были: П. И. Словцов, Л. В. Собинов, В. Р. Петров и другие.
Надежда Андреевна Обухова скончалась 14 августа 1961 года (по другим источникам - 15 и 16 августа) в Феодосии, похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище (учаток № 3)
О - Вокал
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12012-09-06 14:23:53
Поделиться22012-09-06 14:39:07
Озеров Николай Николаевич [3(15).4.1887, село Спас-Утешенье, ныне в черте г. Рязань, — 4.12.1953, Москва], русский советский певец (драматический тенор), народный артист РСФСР (1937). Пению обучался в Казанском музыкальном училище. В Москве брал уроки пения у А. М. Успенского и занимался на оперных курсах Русского музыкального общества (1909—13). С 1912 выступал в различных театрах. В 1920—1946 солист Большого театра СССР. Искусство О. отличали высокое вокальное мастерство, тонкий вкус, сценическая одаренность. Среди лучших партий — Садко, Гришка Кутерьма ("Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова), Герман ("Пиковая дама" Чайковского), Отелло, Радамес ("Отелло", "Аида" Верди) и др. Выступал как концертный певец. С 1947 преподавал в Московской консерватории (с 1948 профессор). Автор книги "Оперы и певцы" (1964). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Лит.: Слетов В., Н. Н. Озеров, М. — Л., 1951.
Поделиться32012-09-06 15:03:16
Гео́рг Ка́рлович Отс (эст. Georg Ots; 21 марта 1920—5 сентября 1975) — советский и эстонский оперный и эстрадный певец (лирический баритон). Народный артист СССР (1960), лауреат двух Сталинских (1950, 1952) и Государственной премии СССР (1968). Член ВКП(б) с 1946 года.
Георг Отс родился 21 марта 1920 года в Петрограде. Сын народного артиста Эстонской ССР певца (тенора) К. Х. Отса.
Учился во Французском лицее.
В 1939 году он стал чемпионом Эстонии по плаванию на марафонскую дистанцию 1500 метров, а в 1940-м году — в эстафете 4х200 метров вольным стилем. Георг Отс окончил как офицер таллинское военное училище на Тонди, затем поступает на подготовительный курс военно-технического училища. Но в 1940 году он поступил в Таллинский технический университет, в 1941 году закончил первый курс как архитектор.
В 1941 году Отс был мобилизован в РККА. Отс отплыл из Таллина на пароходе «Сибирь» в Ленинград для зачисления в армейские части. На кораблях Балтийского флота курсом на Кронштадт покидали Таллин защитники города, раненые, мирные жители. Для многих этот рейс стал последним. Из 197 кораблей до Кронштадта не дошли 53.
18 августа вблизи острова Гогланд в «Сибирь» попала немецкая бомба. Отс был подобран минным тральщиком. Из Кронштадта пассажиров «Сибири» пересадили на корабль «Урал» и отправили в Ленинград, а затем поезд повез его в Зырянку, маленькую железнодорожную станцию в двухстах километрах от Челябинска. В конце января 1942 года его направили в воинскую часть командиром противотанкового взвода. На железнодорожной станции он встретился с режиссёром Прийтом Пылдроосом, который пригласил его в организуемые в Ярославле «Государственные ансамбли Эстонии»; там Георг начал профессионально заниматься пением.
С 1944 года артист хора, с 1945 года солист театра оперы и балета «Эстония». В 1951 году окончил Таллинскую консерваторию.
Георг Отс официально никогда не преподавал в высших учебных музыкальных учебных заведениях, но воспитал ряд учеников, среди которых народный артист России Михаил Чуев.
Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва.
В цветущем возрасте Отс заболел раком мозга, перенёс 8 операций, ампутацию глаза, но практически до конца жизни продолжал работать.
Георг Отс умер 5 сентября 1975 года в Таллине. Похоронен на Лесном кладбище в Таллине[
Исполнял партии оперетт и опер — Онегин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Демон («Демон» А. Рубинштейна), Малатеста («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Риголетто («Риголетто», Дж. Верди), Яго («Отелло» Дж. Верди), Олег Кошевой («Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса), Данило («Весёлая вдова» Ф. Легара), Тасилло («Марица» И. Кальмана) и другие. Кроме того, исполнял также произведения камерной музыки, а также песни советских и финских композиторов.
Голос Отса — высокий «онегинский» баритон большого диапазона, с блестящими мощными верхними нотами, красивого мягкого тембра. Отс покорял слушателей спокойной, очень благородной академической манерой пения, большим чувством достоинства, безупречным вкусом, особой манерой произношения. Отс очень хорошо владел русским языком, но в его речи был лёгкий акцент, придававший пению особое очарование. При всей своей невозмутимости Отс был очень обаятелен, демонстрировал чувство юмора там, где это было уместно.
Певец работал в разных жанрах с большим успехом. Кроме баритоновых оперных партий Отс с блеском исполнял опереточные партии. Особую популярность ему принесла роль Мистера Икс в фильме «Мистер Икс» (СССР, 1958, реж. Юлий Хмельницкий) — экранизации оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Отс показал своего героя Этьена Вердье личностью безукоризненной чести, достоинства, мужества, аристократом духа, человеком тонкой и романтичной душевной организации. Фильм имел огромный успех, после его выхода ария Мистера Икс стала распространённой у певцов-баритонов, а оперетта Кальмана «Принцесса цирка» вошла в репертуары практически всех музыкально-драматических театров СССР.
На эстраде Отс пел главным образом песни героической тематики, посвящённые Великой отечественной войне композиторов Э. С. Колмановского, А. Н. Долуханяна. Одна из известнейших его песен — «Хотят ли русские войны» (Э. С. Колмановского и Е. А. Евтушенко). Изящно и доверительно Отс пел лирические песни Э. С. Колмановского, М. И. Блантера, Б. А. Мокроусова и др. Кроме того, Отс имел обширный камерный репертуар. Георг Отс пел на 20 языках. Помимо русского, эстонского, немецкого, финского, французского и итальянского, которыми он владел, Отс пел на украинском, литовском, латышском, татарском, армянском, молдавском, сербохорватском, албанском, венгерском, румынском, испанском, английском, монгольском и других языках.
Песня «Сааремааский вальс» композитора Раймонда Валгре является самой популярной и любимой из исполнявшихся Отсом на эстонском и финском языках. Уже после восстановления государственной независимости Эстонии в 1991 году и последовавшим за этим отвержением всего советского популярности песне не убавило присутствие в ней строчки «…ты молоденький воин с золотой звёздой.» («…kuldtärniga nooruke sõjamees sa.») — песня продолжает звучать в радиоэфире и телевизионных передачах.
Личная скромность, благородство, элегантность и изящество Отса были настолько искренними, что ни при его жизни, ни после смерти не появилось ни одной издевательской пародии на него.
Георг Отс иногда выступал в дуэте со своим отцом Карлом Отсом. Карл Хансович обладал крепким звонким лирико-драматическим тенором, звучавшим свежо и мощно даже в преклонном возрасте. Голоса отца и сына прекрасно сочетались по тембру.
WIKI
Поделиться42012-09-29 06:15:59
Еле́на Васи́льевна Образцо́ва (род. 7 июля 1939, Ленинград, РСФСР, СССР) — советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, педагог. Народная артистка СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1976).
Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье инженера Василия Образцова и конструктора Натальи Образцовой (1913—1994 гг.).
Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.
В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.
В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки.
В 1963 году, будучи студенткой консерватории, Е. Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
В 1964 году закончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу профессора А. А. Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). С того же года солистка Большого театра.
В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра Ла Скала выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая Дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в нескольких главных партиях.
В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.
Через несколько месяцев Елена Образцова выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».
Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. — Эболи).
Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».
В 1973—1994 годах Образцова преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.
Елена Образцова выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска».
Имеет обширный концертный репертуар - камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.
В 2000 году Образцова дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда.
В 2003-2004 годах состоялись ее выступления с программой классического джаза (Д.Эллингтон, В.Дюк, Дж.Гершвин) с квартетом И.М.Бутмана и оркестром под управлением Д.Бергера.
В 2007-08 гг. возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
В Петербурге Елена Образцова руководит культурным центром, названным её именем, где работает с молодыми исполнителями.
Преподаёт в Токийской музыкальной академии.
Многоплановую творческую деятельность певицы, её заслуги и награды подтверждают различные источники[6][7][8].
Елена Образцова выражает свою поддержку Международным Дельфийским играм. Приветствия с её подписью поступили в адрес III Дельфийских игр 2009 года для взрослых в Чеджу / Южная Корея, проходивших под девизом «В гармонии с природой»[9], и в адрес IV молодёжных Дельфийских игр 2011 года в Йоханнесбурге / ЮАР с их девизом «Побуждать — воодушевлять — обновлять»[10].
Образцова – Почётный член Пушкинской академии (1995), академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академик Академии российского искусства (1999), член Международного общества друзей Русского музея (1998).
WIki
Поделиться52013-09-04 16:19:19
Олейниченко Галина Васильевна
Родилась 23 февраля 1928 года близ Одессы.
Певица (лирико-колоратурного сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (15.09.1959).
Народная артистка РСФСР (1964).
С раннего детства занимаясь по классу арфы в Специальной детской музыкальной школе-десятилетке им. П. С. Столярского, затем на вокальном отделении Одесского музыкального училища..
В 1953 году окончила Одесскую консерваторию (класс Н. А. Урбан). Студенткой в 1952 г. дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета, в котором была ведущей солисткой (1952-1955). В 1955-1957 гг. солистка Киевского театра оперы и балета, с 1957 г. – Большого театра. Обладала легким и гибким голосом красивого серебристого тембра, в совершенстве владела колоратурной техникой.
Наряду с ариями из опер, входившими в ее театральный репертуар, певица исполняла на концертной эстраде арии из "Лючии ди Ламмермур", "Миньон", "Манон" Массне, колоратурные арии Россини, Делиба. Камерная классика представлена именами Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Баха, Шуберта, Листа, Грига, Гуно, Сен-Санса, Дебюсси, Глиэра, Прокофьева, Кабалевского, Хренникова, Дунаевского, Мейтуса. Нередко с концертной эстрады звучали в ее исполнении и украинские народные песни. Камерное творчество Галины Васильевны тесно связано с Ансамблем скрипачей Большого театра под управлением Юлия Реентовича - с этим коллективом она неоднократно выступала как в нашей стране, так и за рубежом (Польша, Румыния, Венгрия, Греция, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Франция).
После ухода из Большого театра сосредоточилась на педагогической деятельности. Сегодня она - профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, в качестве наставника сотрудничает с программой "Новые имена".
театральные работы
Среди партий – Волхова, Снегурочка, Царевна-Лебедь; Марфа («Царская невеста»), Людмила, Антонида, Виолетта, Джильда, Розина, Сюзанна. С успехом выступала в операх советских и современных зарубежных композиторов: Настя (Семья Тараса Кабалевского), Ольга («Повесть о настоящем человеке» Прокофьева), Зинка («Судьба человека» Дзержинского), Лена («Октябрь» Мурадели), Титания («Сон в летнюю ночь» Бриттена).
призы и награды
Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1-я премия, 1953), Всесоюзного конкурса вокалистов и артистов балета (1-я премия, 1956, Москва), Международного конкурса вокалистов в Тулузе (1-я премия, 1957).
http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/265701/bio
Поделиться62013-09-27 11:47:03
Алекса́ндр Па́влович О́гнивцев (1920—1981) — русский советский оперный певец (бас). Народный артист СССР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951)
А. П. Огнивцев родился 27 августа 1920 года в селе Петрово-Красноселье (ныне - г.Петровское, Луганская область, Украины).
Окончил Харьковский техникум связи, работал на Дальнем Востоке диспетчером связи. В 1944 году восстанавливал телефонные линии на освобожденных станциях Украины и Молдавии.
В 1949 году окончил Кишиневскую консерваторию (класс В. Г. Долева) (ныне - Академия музыки имени Г. Музическу). В 1949—1981 годах солист Большого театра. Выступал с концертами. Снимался в кино.
А. П. Огнивцев умер 8 сентября 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
Награды и премии
I премия III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1951)
Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение партии Досифея в оперном спектакле «Хованщина» М. П. Мусоргского
Заслуженный артист РСФСР (1956)
Народный артист РСФСР (1959) [2]
Народный артист СССР (1965)
Орден «Знак Почёта» (1951)
Два ордена Ленина (1971, 1976)
Орден Трудового Красного Знамени (1980)
WIKI
Поделиться72014-09-18 10:15:13
Анатолий Иванович Орфёнов (17 [30] октября 1908, село Сушки, Рязанская губерния — 6 марта 1987, Москва) — советский оперный певец (лирический тенор), музыкальный педагог. Заслуженный артист РСФСР (1941). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).
Анатолий Иванович родился 17 (30) октября 1908 года в семье священника в селе Сушки[1]. В семье было восемь детей. Пели все, но только Анатолий стал профессиональным певцом.
Отец семейства умер в 1920 году, и при новой власти дети служителя культа не могли рассчитывать на высшее образование. В 1928 году приехал в Москву и поступил сразу в два техникума — педагогический и вечерний музыкальный (ныне Академия имени Ипполитова-Иванова).
В 1933 году он попадает в хор Оперного театра-студии под руководством К. С. Станиславского. Через год стал солистом этого театра.
В 1954—1959 годах был художественным руководителем вокальной группы Всесоюзного радио.
С 1950 года вёл большую преподавательскую работу — доцент Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (1950—1971), педагог ГАБТ (1963—1969), Каирской консерватории (1971—1973) и Братиславской консерватории (1974—1980).
В 1985 году он ушёл на покой по болезни. Умер 6 марта 1987 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
WIKI