All Vinyl - Клуб меломанов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » All Vinyl - Клуб меломанов. » Вокал » С - Вокал


С - Вокал

Сообщений 1 страница 10 из 15

1

http://s019.radikal.ru/i615/1209/fb/b1d47f915d87.jpg

Соломяк Леопольд Моисеевич

Певец (баритон). В начале 30-х гг. пел в Горьковском т-ре оперы и балета, с 1937 солист Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Среди партий: Онегин, Грязной, Валентин, Риголетто, Фигаро "Севильский цирюльник" и др.

13352. Соломяк Л. Образ Фигаро // За сов. искусство. 1940. 23 апр.

13353. Пахомов В. Концерт Л. М. Соломяка // Горьк. коммуна. 1948. 23 сент.

0

2

http://s58.radikal.ru/i159/1209/0f/543229c0e4aa.jpg

Тито Скипа
(итал. Raffaele Attilio Amedeo Schipa; 1889 — 1965) — итальянский певец, один из знаменитых теноров первой половины XX века.
Скипа получил известность и как композитор. Он является автором хоровых и фортепианных сочинений, песен. Среди его крупных сочинений — месса. В 1929 году он написал оперетту «Принцесса Лиана», поставленную в Риме в 1935 году.
Уже в семилетнем возрасте Тито пел в церковном хоре. Однажды его пение услышал епископ и пригласил посещать духовную семинарию, где любимыми занятиями Тито были уроки музыки и хор. Вскоре он стал студентом консерватории в Лечче, где посещал классы фортепиано, теории музыки и композиции». Позднее Скипа учился пению в Милане у видного педагога-вокалиста Эмилио Пикколи
Э. Пикколи помог своему ученику дебютировать в 1910 году на оперной сцене города Верчелли в партии Альфреда в опере «Травиата» Джузеппе Верди. Вскоре Тито перебирается в столицу Италии. Выступления в театре «Костанци» приносят молодому артисту большой успех, что открыло ему дорогу в крупнейшие отечественные и зарубежные театры.
В 1913 году Скипа уезжает за океан и выступает в Аргентине и Бразилии. Возвратившись домой, он вновь поет в «Костанци», а затем в неаполитанском театре «Сан-Карло».
В 1915 году певец дебютировал в театре «Ла Скала» в партии Владимира Игоревича в «Князе Игоре» Бородина.
В 1917 году в Монте-Карло Скипа спел партию Руджеро на премьере оперы Пуччини «Ласточка». Неоднократно выступал в Мадриде и Лиссабоне.
В 1919 году Тито перебирается в США, где становится одним из ведущих солистов Чикагского оперного театра и поет с 1920 по 1932 годы. В это же время гастролировал по Европе, периодически выступал в «Ла Скала». Здесь, в Милане в 1928 году и в театре «Колон» (Буэнос-Айрес) в 1930 году Скипа дважды встречается на сцене с Ф. И. Шаляпиным в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». Русский бас произвёл неизгладимое впечатление на итальянского тенора. Впоследствии Скипа так выразил его:
« На своём веку я встречал немало выдающихся людей, великих и гениальных, но Фёдор Шаляпин возвышается над ними, как Монблан. В нём сочетались редкие качества большого, мудрого артиста — оперного и драматического. Не каждое столетие даёт миру такого человека. »
В 1932 году в «Метрополитен-опера» Скипа дебютировал в «Любовном напитке» Доницетти. В Нью-Йорке артист выступал до 1935 года. Позже он пел в «Метрополитен-опера» еще один сезон в 1940-1941 годах.
В 1955 году Скипа оставляет оперную сцену, но остается в качестве концертного исполнителя. Много времени уделял общественно-музыкальной деятельности, передавая свой опыт и мастерство молодым певцам. В разных городах Европы руководил вокальными классами.
В 1957 году певец гастролировал в СССР, выступив в Москве, Ленинграде и Риге. Тогда же он председательствовал в жюри конкурса вокалистов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
В 1962 году певец совершил прощальное гастрольное турне по США, где дал последний концерт в Нью-Йоркском Таун-Холле. Об этом концерте газеты писали:
    «Что бы он ни пел, он выступал абсолютным мастером, высочайшим артистом, обладающим гипнотическим воздействием на публику. Он был подобен Королю, прервавшему свой заслуженный отдых и нашедшему по возвращении себя прежним властителем своего королевства».
Умер 16 декабря 1965 года в Нью-Йорке.
WIKI

0

3

http://img13.imageshost.ru/img/2012/11/27/image_50b488379b456.jpg

Джульетта Симионато (итал. Giulietta Simionato; 12 мая 1910, Форли, Италия — 5 мая 2010, Рим, Италия) — итальянская оперная певица (меццо-сопрано).
Дебютировала в качестве оперной певицы еще в 1928 году, когда ей было всего восемнадцать лет. С 1935 года — на сцене театра «Комунале» (Флоренция). С 1937 года — в театре «Ла Скала» (Милан). Неоднократно исполняла оперные партии и на других знаменитых оперных площадках — в лондонском «Ковент-Гардене», нью-йоркском «Метрополитен-опера», Венской государственной опере. В 1964 году в составе труппы «Ла Скала» выступала в Москве.
Лучшие партии — Амнерис, Азучена; Эболи («Дон Карлос»), Адальжиза («Норма»). Среди других партий — Куикли («Фальстаф»), Кармен; Шарлотта («Вертер»), Орфей («Орфей и Эвридика»), Джейн Сеймур («Анна Болейн» Доницетти).
В 1966 году покинула большую сцену, однако не оставила музыку, посвятив себя преподавательской деятельности, заниматься которой она продолжала вплоть до последних лет своей жизни.
Премия «Золотой Орфей» (1956).

0

4

http://s019.radikal.ru/i616/1306/49/9d8a48ec49f1.jpg

Суржиков, Иван Николаевич (10 ноября 1928, Курская область — 8 марта 2000, Москва) — советский и российский певец, тенор, исполнитель русских народных песен.
Родился 10 ноября 1928 года в селе Романовка Дмитриевского района Курской области (сам говорит об этом в одной из передач "Как это было")
Потеряв во время войны родителей, мальчишкой пробрался на фронт. Был сыном полка, денщиком Рокоссовского, разведчиком, а на привалах исполнял песни для фронтовиков.
Был направлен командованием на стажировку в Варшавскую музыкальную академию, по окончании которой стал выступать в Варшавском оперном театре, исполняя ведущие теноровые партии.
В 1955 году вернулся в СССР и стал солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски им. Александрова, а после демобилизации — Москонцерта. Отдавал предпочтение русским народным песням.
В 1960 году стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, а в 1967 году — Заслуженным артистом РСФСР.
В конце 80-х с семьёй уехал в Германию. Вернулся в Москву в 1996 году.
Умер 8 марта 2000 года.

0

5

http://s020.radikal.ru/i719/1403/51/b9bc241f68ab.jpg

Марио Саммарко
Mario Sammarco

День рождения: 13.12.1868 года
Место рождения: Палермо, Сицилия, Италия
Дата смерти: 24.01.1930 года
Место смерти: Милан, Италия
Гражданство: Италия
Автор: Елена Мурзина
Сайт: Знаменитости
Джузеппе Марио Саммарко (Giuseppe Mario Sammarco) появился на свет 13 декабря 1868 года, хотя некоторые источники указывают на 1867 год, в Палермо на Сицилии (Palermo, Sicily) и учился там пению у Антонио Кантелли (Antonio Cantelli). Его дебют на оперной сцене состоялся в 1888 году в родном Палермо, в роли Валентина (Valentine) в 'Фаусте' (Faust) Гуно (Gounod). Впоследствии он с большим успехом выступал в Милане (Milan) на сцене Ла Скала (La Scala), в Буэнос-Айресе (Buenos Aires) и Лондоне (London).
С 1904 по 1919 год он с перерывами появился в 26 различных ролях в Королевском оперном театре в Ковент-Гардене (Royal Opera House, Covent Garden). В Нью-Йорке (New York City) Саммарко получил предложение от Манхэттенской оперной компании (Manhattan Opera Company) известного импресарио Оскара Хаммерстайна I (Oscar Hammerstein I) заменить великого французского певца и актера Мориса Рено (Maurice Renaud). Марио Саммарко выступал с Манхэттенской оперной компанией в 1908-1910 годах и занял там положение ведущего итальянского баритона, но вот на сцену Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera), ее основного соперника, так и не попал.
Затем Саммарко вошел в исполнительский состав оперной компании Чикаго-Филадельфия (Chicago–Philadelphia opera company). Его карьера там продолжалась довольно гладко до 1913 года, когда артист столкнулся с неприязнью шотландской певицы-сопрано Мэри Гарден (Mary Garden) в чикагской постановке 'Тоски' (Tosca). Сопрано потребовала заменить ее партнера, но после того, как Саммарко перечислил тех выдающихся певиц, включая чешку Эмми Дестинн (Emmy Destinn), с которыми ему довелось выступать в 'Тоске' - и которые никогда не жаловались! – представления продолжились к радости зрителей и музыкальных критиков.
Последние выступления Марио Саммарко на оперной сцене состоялись в 1919 году в театре Сан-Карло (Teatro di San Carlo) в Неаполе (Naples). Уйдя со сцены, Саммарко около десяти лет преподавал вокальное мастерство и умер 24 января 1930 года в Милане, в возрасте 62 лет.
Помимо партии барона Скарпиа (Baron Scarpia), с которой он, кстати, дебютировал в Ковент-Гардене, Саммарко пользовался огромным успехом в ролях Риголетто (Rigoletto), Амлето (Amleto), Жермона (Germont) в 'Травиате' (La traviata), Ренато (Renato) в 'Бале-маскарде' (Un Ballo in Maschera), Энрико (Enrico) в 'Лючии ди Ламмермур' (Lucia di Lammermoor), выступая вместе с самыми выдающимися певцами своего времени. Он не был большим специалистом в области бельканто, но считался превосходным интерпретатором в произведениях композиторов-представителей веризма. В частности, Саммарко стал первым исполнителем партий Жерара (Gerard) в 'Андре Шенье' (Andrea Chénier) Умберто Джордано (Umberto Giordano) в 1896 году и Каскара (Cascart) в 'Зазе' (Zazà), последней значительной опере Руджеро Леонкавалло (Ruggero Leoncavallo), в 1900-м.
Карьера Саммарко пришлась на те годы, когда на мировой сцене бли
стала целая плеяда выдающихся итальянских барионов, включавшая Маттиа Баттистини (Mattia Battistini), Антонио Маджини-Колетти (Antonio Magini-Coletti), Джузеппе Кампанари (Giuseppe Campanari), Антонио Скотти (Antonio Scotti) и еще более десяти имен, и сделать международную карьеру в условиях такой мощной конкуренции само по себе было немалым достижением.
Марио Саммарко обладал сильным голосом с мощным верхним регистром; однако, сделанные им записи, увы, отличаются низким качеством и при прослушивании техническая сторона его пения разочаровывает современного слушателя, да и тембр кажется грубоватым. Тем не менее, большинство из записанных им до Первой мировой войны грампластинок для компаний 'Fonotipia', 'Victor' и 'Pathé' были переизданы в последние годы на компакт-дисках.
http://www.peoples.ru/art/theatre/opera … _sammarco/

0

6

http://s003.radikal.ru/i202/1404/cf/cbf43bd1fc60.jpg

Антонио Скотти
Antonio Scotti

День рождения: 25.01.1866 года
Место рождения: Неаполь, Италия
Дата смерти: 26.02.1936 года
Место смерти: Неаполь, Италия
Гражданство: Италия
Автор: Иван Матковский
Сайт: Знаменитости
Родился Антонио в Неаполе (Naples). Родители прочили мальчику карьеру священника, однако он предпочел петь в опере. Первые свои тренировки Скотти брал у Эстер Трифари-Паганини (Esther Trifari-Paganini) и Винченцо Ломбарди (Vincenzo Lombardi). Дебютировал он, вероятнее всего, в Королевском театре Мальты (Malta's Theatre Royal) в 1889-м; первой его ролью стал Амонасро (Amonasro) из 'Аида' ('Aida') Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Дебют оказался довольно успешным; Скотти продолжил выступать на различных итальянских площадках. Популярность его все ширилась; очень скоро Антонио начали приглашать за границу – ему довелось петь на сценах театров Испании (Spain), Португалии (Portugal), России (Russia) и Южной Америки (South America).
В 1898-м Скотти впервые выступил на сцене самого известного оперного театра Италии (Italy), миланского Ла Скала. Пел он партию Ганса Сакса (Hans Sachs) из 'Нюрнбергские мейстерзингеры' ('Die Meistersinger von Nürnberg') Рихарда Вагнера (Richard Wagner) – выбор довольно интересный, с учетом того, что в дальнейшей своей карьере Антонио с творчеством Вагнера практически не сталкивался.
Годом позже Скотти добрался и до Америки. Первая приютившая его американская сцена располагалась в Чикаго; уже 27-го декабря 1899-го Антонио пел заглавную партию в моцартовском 'Дон Жуан' ('Don Giovanni') на сцене Метрополитен-Опера. Аудитории культовой нью-йоркской оперы его пение пришлось по вкусу; Скотти хвалили за изящность в исполнении бельканто Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) и элегантность, привнесенную в творчество Верди. В том же году Антонио впервые выступил и в лондонском Ковент-Гардене – тоже, кстати, в постановке 'Дон Жуан'. До Первой мировой Скотти еще не раз побывал в Лондоне (London).
В 1901-м Скотти – на сцене все того же Метрополитен-Опера – первым в Америке исполнил партию барона Скарпии (Baron Scarpia) из 'Тоска' ('Tosca') Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini). Эта постановка стала отнюдь не единственной американской премьерой, в которой принял участие Скотти – ему также довелось получить партии в 'Адриана Лекуврер' ('Adriana Lecouvreur') Франческо Чилеа (Francesco Cilea), 'Любопытные женщины' ('Le donne curiose') Эрманно Вольф-Феррари (Ermanno Wolf-Ferrari), 'Федора' ('Fedora') Умберто Джордано (Umberto Giordano), 'Оракул' ('L'Oracolo') Франко Леони (Franco Leoni) и 'Мессалина' ('Messaline') Айсидоры де Лара (Isidore de Lara).
В Ковент-Гардене Скотти выступал на постоянной основе до 1910-го; за это время он успел не только стать первым лондонским Скарп
ией, но и первым Шарплессом (Sharpless) из 'Мадам Баттерфляй' ('Madama Butterfly') Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini).
В 1919-м Антонио собрал собственную труппу певцов; назвал её он, не мудрствуя лукаво, 'Оперная компания Скотти' (Scotti Opera Company). На протяжении нескольких сезонов кряду эта группа успешно путешествовала по США.
К 30-м годам 20-го века голос Антонио порядком ослаб; певца, однако, все еще держали в труппе Метрополитен-Опера – даже с ослабленным голосом Скотти демонстрировал незауряднейшие актерские навыки. Последний раз на сцену Мета Атонио вышел в 1933-м; интересно, что досталась ему когда-то им же самим впервые исполненная партия Чим-Фена (Chim-Fen) из 'Оракул'.
После ухода на пенсию Скотти вернулся в Италию; скончался он в Неаполе, в 1936-м.
http://www.peoples.ru/art/theatre/opera … io_scotti/

0

7

http://s019.radikal.ru/i603/1407/42/3cd5d31cab94.jpg

Леони́д Анато́льевич Смета́нников (р. 1943) — советский и российский оперный певец (баритон), педагог. Народный артист СССР (1987)[1].
Родился 12 августа 1943 года в селении Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Отец — Сметанников Анатолий Павлович. Мать — Сметанникова Елена Ивановна (Эрна Биссинг - поволжская немка).
Раннее детство Леонида Сметанникова прошло на Южном Урале, куда во время Великой Отечественной войны была эвакуирована мать. После тяжёлого ранения туда же приехал и отец. После завершения войны семья переехала на Украину, в Днепродзержинск Днепропетровской области.
В 1957 году Леонид Сметанников окончил семь классов средней школы и поступил в индустриальный техникум, закончил его в 1961 году и поступил на Днепродзержинский металлургический комбинат где работал техником-электриком.
Леонид Сметанников пел с детства — в детском саду и в школе — везде был запевалой. После мутации голоса юноша вновь запел, теперь во взрослом академическом хоре заводского Дворца культуры. Здесь уже был и вокальный кружок. В душе Леонида окрепло решение: буду петь. В 1962 году Леонид Сметанников приехал в Днепропетровск поступать в музыкальное училище. Поступил, учился и чтобы иметь средства для жизни подрабатывал радистом-осветителем во Дворце Культуры студентов.
После окончания училища в 1966 году Леонид Сметанников отправился в Саратов, где поступил в Саратовскую консерваторию им. Собинова (ок. в 1971 году). Леонида взял к себе в класс Александр Иванович Быстров.
8 декабря 1968 года он получил приглашение в Саратовский театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского, где стал солистом оперы и уже через год исполнил первую партию (Елецкий в «Пиковой даме» П. И. Чайковского).
За два с половиной года Леонид Сметанников исполнил множество малых и больших партий, в числе которых и Журан в «Чародейке» п. Чайковского, и атаман Игнатьев в «Якове Шибалке» А. Ленского, и даже Ёж в детской опере «Теремок». Экзаменом стала партия Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. На премьере спектакля присутствовала Государственная комиссия из консерватории, которая оценила работу выпускника на «отлично».
Леонид Сметанников стремится систематически выступать с концертами. Он быстро набирал силу как певец. Ещё будучи студентом четвёртого курса он завоевал право на сольные концерты. Первый из них состоялся весной 1970 года и включал в себя арии, романсы, песни. Весной 1971 года вместе с лучшими артистами оперного театра он исполнил несколько произведений по Центральному телевидению. Это было уже определённое признание молодого певца.
Звёздным для Леонида Сметанникова стал 1973 год. Он стал лауреатом сразу нескольких конкурсов и фестивалей: Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни (Минск), Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин), VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (Кишинёв).
Л. Сметанников был первым исполнителем песни Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы». Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года.[2]
В 1977 году Леонид Сметанников был приглашен в Саратовскую консерваторию в качестве преподавателя кафедры сольного пения, а в 1989 году утверждён в звании профессора.
WIKI

0

8

http://s019.radikal.ru/i643/1410/af/3fcc82f323f4.jpg

Джузеппе Ди Стефано (итал. Giuseppe Di Stefano, 24 июля 1921 — 3 марта 2008) — итальянский оперный певец (тенор). На протяжении 1950-х и 1960-х годов часто выступал вместе с Марией Каллас.
Джузеппе ди Стефано родился в деревне Мотта-Сант'Анастазия, близ Катании в Сицилии в семье сапожника и портнихи. Своё образование он получил в иезуитской семинарии, и в юности даже собирался стать священником.
После прохождения службы в итальянской армии состоялся его дебют в опере Жюля Массне «Манон», а спустя год он дебютировал с этой же оперой в театре «Ла Скала». Лирический тенор ди Стефано был быстро оценён мировой публикой и в дальнейшем добился наивысшего успеха и признания в «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. Его американский дебют состоялся в 1948 году в опере Джузеппе Верди «Риголетто». В Великобритании он дебютировал в 1957 году на Эдинбургском фестивале в роли Неморино в опере «Любовный напиток», а в 1961 году он впервые выступил в Королевском театре Ковент-Гарден в роли Марио Каварадосси в опере «Тоска».
На протяжении всей карьеры зрители восхищались его прекрасной дикцией, уникальным тембром и бархатным мягким пением. Из-за более тяжёлых вокальных партий, не подходивших для его лирического тенора, которые Джузеппе ди Стефано стал брать в 1950-х годах, его голос стал ухудшаться, из-за чего в 1960-х чуть не завершилась его карьера.
Его сотрудничество с Марией Каллас началось в 1952 году с совместной записи в опере «Тоска»[1]. В последующие годы они часто выступали вместе, а также приняли участие в записях опер «Лючия ди Ламмермур», «Пуритане», «Паяцы», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Богема», «Бал-маскарад» и «Манон Леско». В 1973 году ди Стефано сопровождал Каллас во время её прощального турне, которое неожиданно прервалось спустя год из-за проблем с голосом у обоих исполнителей.
За годы своей карьеры ди Стефано был удостоен «Золотого Орфея», престижной итальянской музыкальной премии.[2] Последний раз в качестве оперного певца он выступил в 1992 году в опере Джакомо Пуччини «Турандот», где исполнял партию старого императора.
В ноябре 2004 года ди Стефано с женой собирались покинуть свою виллу на курорте Диане Бич, недалеко от Момбасы в Кении, когда на них напали неизвестные и жестоко избили певца[2][3]. Ди Стефано в течение нескольких недель не приходил в себя, перенеся при этом две операции. В декабре 2007 года его доставили в одну из клиник Милана, где он впал в кому, из которой так и не вышел.[4] Он был перевезён в свой дом в городке Санта-Мария-Ое, близ Милана, где 3 марта 2008 года скончался в возрасте 86 лет[3].
WIKI

0

9

http://sg.uploads.ru/BR19b.jpg

Леони́д Вита́льевич Со́бинов (7 июня 1872, Ярославль — 14 октября 1934, Рига) — русский оперный певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923), один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы.
Родился в семье торгового служащего, ярославского мещанина Виталия Васильевича Собинова. В 1881 году поступил в гимназию. В 1888 году состоялось его первое успешное выступление на гимназическом благотворительном вечере (сольная партия в хоре из оперы Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники»). В 1890 году, после окончания гимназии с серебряной медалью, Л. В. Собинов поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1894 году. После окончания обучения в университете стал работать помощником присяжного поверенного у известного адвоката Фёдора Никифоровича Плевако.
Во время учёбы в университете принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 года начал занятия вокалом в Музыкально-драматическом училище при Филармоническом обществе в Москве, в котором учился до 1897 года (педагоги — Александр Михайлович Додонов и Александра Александровна Сантагано-Горчакова). В эти же годы он выступал в итальянской оперной труппе.
В 1897 году стал солистом Большого театра. Дважды был директором Большого театра — в 1917—1918 гг. и в 1921 г.
Во время Первой мировой войны посредством концертных турне собрал и передал на помощь раненым и благотворительные нужды более 200 тысяч рублей.
С октября 1917 года — комиссар театра Московского совета; в 1919 году избран членом Директории Большого театра.
В ноябре 1920 года заведовал в Севастопольском отделе народного образования подотделом искусств. Предложил в апреле 1921 года создать консерваторию в Севастополе[2].
Собинов выступал в миланском театре «Ла Скала» (1904—1906), где пел в традиционном итальянском репертуаре, выступал в Монте-Карло, Мадриде, в Лондоне, Берлине, Париже (1909).
Жил в Москве, в Камергерском переулке, № 5/7 стр. 1, кв. № 23 (на доме установлена мемориальная доска). На протяжении всей жизни Собинов постоянно выступал в камерном вокальном репертуаре, много гастролировал.
Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечает, что Собинов много занимался благотворительностью, в частности помогал студентам, в том числе будущему писателю Леониду Андрееву, и делал подарки различным нуждающимся обществам и организациям.
Покинул сцену в возрасте 60 лет в 1933 году.
Во время пребывания в Риге 14 октября 1934 года Собинов умер от сердечного приступа ночью во сне в гостинице «Санкт-Петербург». Его тело перевезли в Москву специальным траурным поездом. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Некоторые источники указывают на странные обстоятельства смерти Леонида Собинова[3], связывая её с днём ранее совершенным убийством архиепископа Рижского Иоанна (Поммера).
WIKI

0

10

http://s7.uploads.ru/G2MYV.jpg

Дми́трий Алексе́евич Смирно́в (07 ноября (19 ноября) 1882, Москва — 27 апреля 1944, Рига) — русский оперный певец, лирико-драматический тенор[1].
Дмитрий Смирнов родился в Москве, в состоятельной купеческой семье[2]. В трёхмесячном возрасте потерял отца, воспитывался отчимом П. Ютановым, который поощрял музыкальные занятия детей. Петь любил с детских лет. По воспоминаниям самого певца:
Ребёнком мне довелось услышать знаменитого московского протодьякона. Его феноменальный бас восхитил меня. Форте было таким могучим, что в храме погасли свeчи, окна собора дребезжали. Засыпая в детской кроватке, я мечтал о том, что вот вырасту большой и у меня будет такой громоподобный бас. Что я только не делал, чтобы добиться звучания в нижнем регистре, но не всего можешь достичь трудом и упорством — октавист из меня, как видите, всё-таки не получился.
— Ю. Шумаков. «О Дмитрии Смирнове»
В 1900 году Дмитрий Смирнов окончил Комиссаровское техническое училище[3], однако занятия музыкой не прервал — пел в церковном хоре и сочинял духовные произведения. Посещал «Классы пения» М. А. Раньери-Горбовского. В спектакле, поставленном в этом учебном заведении, Смирнов в марте 1902 года дебютировал в одной из основных теноровых партий классического репертуара — Ленского в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Также брал уроки пения у К. Кржижановского, А. М. Додонова и, позднее, у Э. К. Павловской[4].
Первое выступление на профессиональной сцене состоялось в 1903 году, на премьере оперы «Каморра» Э. Д. Эспозито в партии Джиджи (театр «Эрмитаж», Товарищество артистов Московской частной оперы С. И. Мамонтова)[2]. Здесь же были им исполнены партии Альфреда («Травиата» Дж. Верди), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, Князя («Русалка» А. Даргомыжского) и др. Впервые спетая здесь партия Герцога в «Риголетто» Дж. Верди стала в дальнейшем визитной карточкой Смирнова. По подсчётам экспертов, за творческую карьеру певца она была исполнена им 923 раза[5].
В 1904 году Д. А. Смирнов приглашается в труппу Московского Императорского Большого театра (дебютировал 26 апреля в партии Синодала — «Демон» А. Рубинштейна). Много гастролирует по России уже в качестве солиста императорских театров. Летом того же года в Кисловодске впервые встречается на сцене с Ф. И. Шаляпиным, для которого в последующие годы Смирнов станет наиболее частым партнером (около 80 спектаклей)[5]. И если в своё время Смирнов завидовал басам, то Шаляпин, высоко ценивший талант молодого тенора, заметил:
Отчего я не тенор, что за голос! Ведь после исполнения Митей каватины князя чувствуешь, что ты побеждён…
— Ю. Шумаков. «О Дмитрии Смирнове»
К началу 1905 года, в 22-летнем возрасте, певец вошёл в круг виднейших оперных артистов России[2]. По воспоминаниям певшей с ним А. В. Неждановой:
Это был прекрасный певец и артист. У Смирнова был громадный диапазон и исключительно большое дыхание. Он обладал замечательно красивыми верхними нотами, которые умел искусно филировать.
— В. Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции
С этого времени начинается активная международная гастрольная деятельность Д. А. Смирнова. Певец выступает на ведущих мировых сценах: «Гранд Опера» (Париж, 1907—1909, 1912), Мариинский театр (Санкт-Петербург, 1907—1917), «Ла Скала», Милан, 1908), театр «Казино» (Монте-Карло, 1908—1910), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 1910), Друри-Лейн (Лондон, 1914), в музыкальных театрах таких городов, как Буэнос-Айрес, Брюссель, Берлин, Кёльн, Рим, Барселона, Мадрид, Люцерн, Монтевидео, Бостон и др.[4]
После революции 1917 года Смирнов поёт в Москве, в Большом театре; в мае 1919 года исполнил партию Фауста в драматической легенде Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение). Летом 1919 года выезжает на гастроли по городам Украины, Крыма, Кавказа. Весной 1920 года из Новороссийска на пароходе «Афон» он покидает пределы России. Через Варну, Константинополь и Афины добирается до Парижа, где Смирнову предлагают выступать в «Гранд Опера» и в следующем сезоне в Монте-Карло. Он получает удостоверение личности без гражданства — «нансеновский паспорт», выступает в Лондоне, Риге, Таллине, Базеле и других европейских городах. В 1925 году женится на камерной певице (сопрано) Лидии Павловне Мальцевой (первый брак со Смирновой Таисией Васильевной распался)[2]. Начиная с 1926 и по 1930 год, пять раз посещал СССР с гастролями — принимал участие в спектаклях Большого театра, записывал музыкальные программы на Всесоюзном радио, выступал вместе с супругой в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, во многих сибирских городах. Камерный репертуар певца включал арии из опер, романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова. В 1930 году во время гастролей в СССР ему предлагают остаться и выпускают из страны с условием возвращения через год, однако в феврале 1932 года супруги Смирновы получают эстонское гражданство. В следующем году умирает его мать, которой так и не разрешили выехать к сыну.
В 1935 году Смирновы поселились в Лондоне, где певец сотрудничал с радио Би-Би-Си, концертировал под аккомпанемент знаменитого пианиста Джеральда Мура. 17 ноября 1937 года во время гастролей Смирнова в Бухаресте после неудачной операции аппендицита в лондонской больнице скончалась его супруга Лидия Павловна Смирнова—Мальцева[2]. Выполняя последнюю волю жены, добился разрешения эстонских властей похоронить её на старинном кладбище в пещерах петсерского (печорского) монастыря. В память о покойной супруге дал ряд благотворительных концертов в Таллине, Тарту, Петсери, Пярну и других больших и малых городах Эстонии. В декабре 1937 года избирает Эстонию местом постоянного проживания.
В 1937—1939 годах жил в Таллине, продолжая концертную деятельность. 1 октября 1939 года избирается председателем Русского театрально-музыкального общества в Таллине, заменив скончавшегося С. И. Мамонтова. В октябре того же года объявлено о его предстоящем бракосочетании с 17-летней Ниной Сергеевной Голубевой, только что окончившей таллинскую русскую городскую гимназию и поступившей в Высшую государственную школу художеств. Брак был заключён в декабре, и тогда же супруги переезжают на постоянное жительство в Ригу. В 1940 году был приглашён на должность профессора Московской консерватории, осенью 1941 года планировались его концерты в Ленинграде, однако всем этим планам помешала Вторая мировая война. В 1940—1942 годах руководил вокальной студией в Риге (среди его учеников был известный в будущем латвийский и советский певец Михаил Александрович)[2], гастролирует в Таллине и Берлине, где заболевает воспалением лёгких и возвращается в Ригу. В 1943 году завершает работу над своими «Воспоминаниями». В марте 1944 года его направляют в больницу, где 27 апреля 1944 года он скончался от инфаркта.
Похоронен выдающийся артист на Покровском кладбище в Риге.
Вдова Смирнова, Нина Сергеевна эмигрировала в США, ей удалось вывезти рукопись «Воспоминаний» певца и в сокращённом виде издать её в 1952 году в Париже. Сохранившиеся грамзаписи выступлений Дмитрия Алексеевича позволяют и сегодня оценить его вокальное мастерство. В частности, в 1984—1990 годах фирма «Мелодия» выпустила 7 «долгоиграющих» пластинок с записями Д. Смирнова. Ряд фонограмм выпущен и на компакт-дисках.
Советский певец Сергей Лемешев так оценил результаты своего анализа записей Д. А. Смирнова:
В техническом мастерстве он превзошёл многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам у них многому научился. Даже после Энрико Карузо и Тито Скипа Смирнов покоряет своим, казалось бы, беспредельным дыханием и столь же беспредельной кантиленой… Голос на верхних нотах, как бы попав в родную стихию, приобретает ещё большую красоту и благородство. При этом его пение всегда выразительно: совершенная филировка звука, mezza voce и piano наполнены каким-то трепетом вибрации души. Записи Смирнова для меня не только источник наслаждения, но и познания.
— В. Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции
WIKI

0


Вы здесь » All Vinyl - Клуб меломанов. » Вокал » С - Вокал


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно