Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский (род. 4 мая 1931, Москва) — советский и российский дирижёр и музыкально-общественный деятель, профессор Московской Консерватории. Народный артист СССР (1976)[1]. Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1970).
Рождественский родился в семье дирижёра Николая Аносова и певицы Натальи Петровны Рождественской. Музыкальное образование получил в Музыкальной школе им. Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую Консерваторию в класс фортепиано Льва Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Николай Аносов. В 1954 году Рождественский окончил Консерваторию, в 1957 — аспирантуру.
Дебют Рождественского в качестве дирижёра состоялся уже в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет Чайковского «Спящая красавица».
Более 50 лет Рождественский руководит различными отечественными и зарубежными музыкальными коллективами, ведёт активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года он преподаёт на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 — профессор, с 2001 — заведующий кафедрой
Рождественский активно продвигал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась — Пуленка, Хиндемита, Орфа. Под управлением Рождественского состоялись премьеры в СССР балета Стравинского «Весна священная» и оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения Прокофьева и Шостаковича — композиторов практически «опальных», чью музыку исполнять в то время было не принято (хотя строгого запрета на исполнение и не существовало).
Долгое время Рождественский был единственным исполнителем оркестровой музыки Альфреда Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора.
Рождественский много гастролировал. Ещё в 1956 году он руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 ему было доверено дирижировать оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.
Помимо сочинений современных авторов, Рождественский исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет.
Дискография Рождественского включает более 700 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Бетховена, Иоганнеса Брамса, Брукнера (все симфонии во всех редакциях), Йозефа Гайдна, Софии Губайдулиной, Александра Глазунова (все симфонии), Антонина Дворжака, Сергея Прокофьева (все симфонии, все балеты), Сибелиуса (все симфонии), Вильгельма Стенхаммара, Вениамина Флейшмана, Чайковского (все симфонии), Альфреда Шнитке, Дмитрия Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).
Рождественский — автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова Алексея Ремизова. Его перу также принадлежат несколько книг.
WIKI
Р - Дирижеры
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться12012-08-25 10:52:38
Поделиться22012-08-25 13:46:31
Карл Рихтер (нем. Karl Richter; 15 октября 1926, Плауэн — 15 февраля 1981, Мюнхен) — немецкий дирижёр, органист, клавесинист. Выдающийся исполнитель музыки Баха.
Родился в семье пастора. Учился в Лейпцигской консерватории, в том числе у Гюнтера Рамина. В 1946 стал хормейстером дрезденской церкви Христа, а в 1949 г. — органистом в церкви Святого Фомы в Лейпциге. В 1950 г. разделил с Амадеусом Веберзинке первую премию в органной номинации Международного конкурса имени Баха в Лейпциге. В 1951 Карл Рихтер стал кантором в церкви Святого Марка в Мюнхене. В то же время он преподавал в Высшей музыкальной школе Мюнхена и в 1956 году стал профессором.
В 1951 Рихтер стал руководителем «Кружка Генриха Шютца», переименовав его в 1954 г. в Мюнхенский баховский хор. В 1953 г. был основан Мюнхенский баховский оркестр. Будучи его руководителем, Карл Рихтер быстро стал одним из наиболее признанных исполнителей Баха. В 1960-70 годах он осуществил со своим хором и оркестром много записей, гастролировал в Европе, США, СССР, Японии. Помимо Баха исполнялись произведения Шютца, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брамса, Регера и др. композиторов.
Исполнение Карлом Рихтером ранней музыки было далеко от аутентичного направления, приобретавшего всё больше сторонников. Он использовал современные музыкальные инструменты и достаточно большие хор и оркестр. Для его интерпретаций характерна экспрессия, связанная с романтической традицией.
WIKI
Поделиться32012-08-31 10:14:56
Фриц Ра́йнер (нем. Fritz Reiner, полное имя Фре́дерик Ма́ртин Райнер, в Венгрии Фри́дьеш Ре́йнер, венг. Reiner Frigyes; 19 декабря 1888, Будапешт ― 15 ноября 1963, Нью-Йорк) ― американский дирижёр венгерского происхождения.
Райнер родился в еврейской семье, первые уроки игры на фортепиано получил от матери. В 15 лет он поступил в Будапештскую академию музыки имени Листа, где учился у Белы Бартока (фортепиано) и Ганса Кёсслера (композиция и дирижирование), изучал также право в Будапештском университете. Как дирижёр дебютировал в возрасте 19 лет, заменив заболевшего капельмейстера Будапештской оперы на представлении оперы Бизе «Кармен». В 1910―1914 работал в оперном театре в Лайбахе (ныне Любляна), затем получил место одного из двух главных капельмейстеров Дрезденской придворной (позднее ― Государственной) оперы. Во время работы в этом театре Райнер познакомился с Рихардом Штраусом, ставшим на многие годы его близким другом. Штраус, наряду с Артуром Никишем, оказал на развитие творческих взглядов Райнера существенное влияние.
В 1921 Райнер эмигрировал в США, где возглавлял ведущие оркестры страны: Симфонический оркестр Цинциннати (1922―1931), Питтсбургский симфонический оркестр (1938―1948), наконец, Чикагский симфонический оркестр (1953―1963), подняв исполнительский уровень этих коллективов до мировых стандартов и заслужив себе блестящую репутацию. Райнер выступал в качестве приглашённого дирижёра с Нью-Йоркским и Филадельфийским оркестрами, а также в Будапеште, Стокгольме, Вене, Манчестере, Риме, Барселоне и других европейских городах. Среди осуществлённых им премьер — «Ода Аполлону» Артура Блисса (1927), опера Джанкарло Менотти «Амелия идёт на бал» (1937) и посвящённый Райнеру Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Белы Бартока (1943; переработка более известной Сонаты для двух фортепиано и ударных). В 1931―1941 он преподавал в Кёртисовском институте музыки, среди его учеников ― Леонард Бернстайн и Лукас Фосс. С 1948 по 1953 Райнер работал в Метрополитен-опера, где осуществил знаковые постановки «Саломеи» Р. Штрауса и «Кармен» Бизе, а также продирижировал американской премьерой оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы». Незадолго до смерти он планировал возвращение в этот театр и готовил к постановке оперу Вагнера «Гибель богов».
За время работы с Чикагским симфоническим оркестром Райнер сделал ряд записей на фирме RCA Victor, среди которых наиболее выделяются сочинения Бартока (Концерт для оркестра и Музыка для струнных, ударных и челесты), Дебюсси, Равеля, Хованесса, Римского-Корсакова, Рихарда Штрауса. На компакт-дисках изданы также более ранние записи Райнера с радиопередач (в том числе премьера Концерта для кларнета Аарона Копленда с Бенни Гудменом) и оперных спектаклей.
WIKI
Поделиться42012-09-03 08:06:52
Мстисла́в Леопо́льдович Ростропо́вич (27 марта 1927, Баку — 27 апреля 2007, Москва) — выдающийся советский и российский виолончелист, дирижёр.
Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных такими выдающимися композиторами ХХ века, как Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Арам Хачатурян, Анри Дютийе, Оливье Мессиан и особенно Бенджамин Бриттен.
В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила его «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).
Народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской второй степени (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РСФСР (1991), Государственной премии Российской Федерации (1995). С 1959 по 1974 годы Ростропович — профессор, а с 1993 года — почетный профессор Московской консерватории
Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы.
Мстислав Ростропович родился в семье виолончелиста Леопольда Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой 27 марта 1927 года в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению знаменитого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями — его отец Леопольд Витольдович Ростропович (1892—1942) был известным виолончелистом, заслуженным артистом РСФСР, профессором Саратовской и Азербайджанской консерваторий, а мать Софья Николаевна Федотова, профессиональная пианистка, происходила из уважаемой в Оренбурге музыкальной семьи. Дед Мстислава Ростроповича — Витольд Ганнибалович Ростропович, пианист, педагог, композитор, издатель и составитель сборников педагогических пьес для фортепиано. Прапрадед Иосиф Ростроповичюс переехал из Вильно в Варшаву и женился на чешке.Таким образом, по линии отца в Ростроповиче смешались литовская, польская, чешская, немецкая и русская кровь.
В 1932—1937 год Ростропович учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского (ныне — Детская музыкальная школа имени Мясковского). В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. В 1945 году он получил известность как виолончелист, выиграв золотую медаль на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.
Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.
По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен. Около 60 композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу, в том числе, помимо вышеуказанных, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий.
В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, женился на известной певице Г. П. Вишневской, с которой прожил всю жизнь. Вскоре у них родились две дочери.
Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали А. И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей. В 1974 году им были выданы выездные визы, в 1978 году они были лишены советского гражданства. Как сообщалось в газете «Известия» от 16.03.1978
В 1990 году Ростроповичу и Вишневской было возвращено гражданство СССР.
Дирижер Национального симфонического оркестра США, 1993 год.
С 1974 года Ростропович стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошёл в число лучших оркестров Америки, и регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии. Его последними записями были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возврат в Россию» — уникальный документальный фильм о поездке Ростроповича в Москву
Во время августовского путча 1991 и событий октября 1993 выступал на стороне Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, одобряя его действия.
В течение 26 лет Мстислав Ростропович преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории
Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской—Ростроповича, оказывающего помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.
Ростропович тяжело болел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.. Скончался в клинике в Москве 27 апреля 2007 года. Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание Ростроповича прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен Ростропович на Новодевичьем кладбище в Москве:
Поделиться52012-09-11 04:28:43
Ната́н Григо́рьевич Ра́хлин (укр. Натан Григорович Рахлін; 28 декабря 1905 (10 января 1906), Сновск — 28 июня 1979, Казань) — советский украинский и российский дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1948)[1], лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Член КПСС с 1947 года.
Родился 28 декабря 1905 (10 января 1906) в Сновске, (ныне г. Щорс, Черниговская область, Украина) в бедной еврейской семье.
В раннем детстве освоил скрипку, играл в клезмерском ансамбле. В 1920—1923 годах служил трубачом в Красной Армии. С 1923 обучался игре на скрипке у Д. Ф. Бертье и дирижированию у А. И. Орлова. В 1923—27 учился в Киевской консерватории, в 1930 окончил дирижёрский факультет Музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко.По окончании Киевской консерватории работал в Харькове и Куйбышеве, был инициатором создания симфонического оркестра в Донецке.
В 1937 году возглавил новосозданный в Киеве Государственный симфонический оркестр Украинской ССР, которым руководил до 1962. В качестве гастролера работал с Государственным Академическим симфоническим оркестром СССР (который по совместительству возглавлял в 1941—1945), оркестром Ленинградской филармонии, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, оркестром Ленинградского радиокомитета и др.
В 1966 году по приглашению Назиба Жиганова переехал в Казань, став главным дирижёром только что созданного Государственного симфонического оркестра Татарской АССР. За годы работы сформировал и воспитал коллектив, исполнил значительную часть мирового симфонического репертуара, часто гастролировал с оркестром в городах Татарстана.
В 1938—1966 годах (с перерывом) преподавал в Киевской консерватории (с 1946 — профессор). В 1967—1979 годах — профессор Казанской консерватории. Среди его учеников были Куценко, Виталий Данилович и др.
Умер в Казани 28 июня 1979. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Поделиться62014-05-10 02:24:07
Artur Rodziński (January 1, 1892 – November 27, 1958) was a Polish conductor of opera and symphonic music. He is especially noted for his tenures as music director of the Cleveland Orchestra and the New York Philharmonic in the 1930s and 1940s.
Early years
Artur Rodziński was born in Split, the capital of Dalmatia on January 1, 1892. Soon after, his father, of Polish descent, and a general in the army of the Habsburg empire returned with his family to Lwów, Poland. Artur studied music in Lwów, and then law in Vienna, where he simultaneously enrolled at the Academy of Music; his teachers there included Josef Marx and Franz Schreker (composition), Franz Schalk (conducting), and Emil von Sauer and Jerzy Lalewicz (piano). He returned to Lwów where he was engaged as chorus master at the Opera House, making his debut as a conductor in 1920 with Verdi's Ernani. The following year saw him conducting the Warsaw Philharmonic Orchestra and at the Warsaw Opera House. While visiting Poland, Leopold Stokowski heard Rodziński leading a performance of Wagner's Die Meistersinger von Nürnberg and exclaimed "I have found that rare thing, a born conductor!" and invited him to conduct the Philadelphia Orchestra.
Los Angeles and Cleveland
Between 1925 and 1929 he served as Stokowski's assistant, conducted for the Philadelphia Grand Opera and directed the opera and orchestral departments at the Curtis Institute of Music. From 1929 to 1933, Rodziński became the music director of the Los Angeles Philharmonic, garnering praise not only for his interpretations but for his innovative programming. From 1933 to 1943, he was music director of the Cleveland Orchestra, developing it into one of the foremost orchestras in America. He engaged new musicians and raised the playing standards to a very high level. His programs were innovative, offering works such as the first performance in America of Shostakovich's opera Lady Macbeth of the Mtsensk District, which gained the orchestra national attention. Between December 1939 and February 1942, Rodziński and the Cleveland Orchestra made an extensive series of recordings for the Columbia Records label.
During this time he appeared with the New York Philharmonic in 1934 and 1937, when his concert performance of Richard Strauss's Elektra (which was recorded) aroused great enthusiasm. Rodziński was also active in Europe, becoming the first naturalized American citizen to conduct the Vienna Philharmonic at the Salzburg Festival in 1936 and 1937. At Arturo Toscanini's recommendation, Rodziński was engaged by NBC to select the musicians for the new NBC Symphony Orchestra. He rigorously trained the orchestra and conducted its first concerts in 1937, before the arrival of Toscanini.
New York and Chicago
Rodziński was appointed music director of the New York Philharmonic in 1943. Though his four-year tenure was marked by struggles with Arthur Judson, the powerful manager of the orchestra, Rodziński achieved high standards of performance. The renowned music critic and composer Virgil Thomson wrote about Rodziński's tenure at the Philharmonic: "We now have an orchestra that is a joy to hear...and we owe it all to Artur Rodziński." During Rodziński's time on the podium the Philharmonic recorded extensively, again for Columbia, performed weekly live broadcasts on CBS Radio, and appeared in the feature film Carnegie Hall.
However, despite the quality of the orchestra's performances, numerous artistic matters such as the prerogative of the music director to dismiss musicians, select soloists and determine repertoire were persistent grounds of contention. Not willing to compromise on these matters, Rodziński resigned in 1947. His reputation as a conductor was so prominent at this time that his resignation was the subject of a cover story in Time magazine in February 1947.
The Chicago Symphony Orchestra had been wooing Rodziński for some time and now he decided to immediately accept the leadership of that orchestra starting with the 1947-1948 season. Here again, an inability to work with the board resulted in his swift departure after only one season. His short tenure still had a significant impact upon the orchestra and local audiences through performances such as a legendary account of Wagner's Tristan und Isolde with Kirsten Flagstad.
Last years
After his departure from Chicago, Rodziński's health began to deteriorate. There was little recording activity available to him in the U.S. and he settled in Europe once more. Here his status as a major musician was recognized and he was invited to lead significant productions, such as the 1953 first performance of Prokofiev's War and Peace at the Maggio Musicale in Florence, as well as traditional repertoire works. He conducted at La Scala and also worked extensively for Italian radio, conducting well received readings of Wagner's Tannhäuser and Tristan, and Mussorgsky's Boris Godunov and Khovanshchina. He re-established his presence as a recording artist through a contract with Westminster Records, for whom he recorded extensively with Royal Philharmonic Orchestra in London from 1955. His final recordings were for EMI in 1958.
By this time Rodziński's health was fragile. He was warned by his Italian doctor that further conducting activity would put his life at risk. However, he returned to Chicago in 1958 to conduct Tristan once again, this time with the Chicago Lyric Opera and soprano Birgit Nilsson. His return was a triumph, but these were his last performances and he died shortly afterwards.
Family
Rodziński was married twice and had two sons. In 1917 he married the concert pianist Mme. Ilse and in 1918 they had a son, Witold Rodziński, who became an historian, sinologist and diplomat. In 1934 while living in Cleveland he married Halina Lilpop Wieniawski (1905-1993), who was from a well-known Warsaw family.[1] Their son Richard as an infant was the subject of Arnold Schoenberg's amusing canon "I am almost sure, when your nurse will change your diapers". Richard served as artistic administrator at the San Francisco Opera and Metropolitan Opera companies in the 1960s and 1970s. He recently retired from his position as president of the Van Cliburn Foundation and in 2009 became the General Director of the International Tchaikovsky Competition. In 1976, Halina Rodziński wrote an autobiography, Our Two Lives, which is still the most extensive published account of Rodziński's life and career.
Recordings
Rodziński recorded for Columbia Records (with the Cleveland Orchestra and the New York Philharmonic); RCA Victor (with the Chicago Symphony); Westminster Records (the Royal Philharmonic); and EMI. A few of his later recordings were taped in stereo and have remained in circulation to this day. His complete recording of Tchaikovsky's The Nutcracker for Westminster was recorded in stereo in 1956. The stereo version was originally released as a 2-track reel-to-reel audio tape recording, but on LP it was released only in mono, as stereo record albums were not yet possible in 1956. The recording recently was made available in stereo on compact disc. Live recordings of some of his broadcast performances with the New York Philharmonic and the RAI-Radio Italiana orchestra have also become available on independent labels.
WIKI
Поделиться72014-05-16 05:05:22
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (20 марта (1 апреля) 1873, Семёново, — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Изображение Рахманинова в рекламе звукозаписывающей компании Виктор (1921)
Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза[источник не указан 1219 дней], древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита»[источник не указан 1219 дней], законченным в это же время.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем— Русским национальным стилем[источник не указан 548 дней].
Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.
Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
WIKI
Поделиться82014-09-20 10:33:25
Никола́й Семёнович Рабино́вич (24 сентября [7 октября] 1908, Петербург ― 26 июля 1972, Ленинград) ― советский дирижёр и педагог, профессор Ленинградской консерватории.
Занимался дирижированием у Н. А. Малько, в 1931 окончил Ленинградскую консерваторию по классу А. В. Гаука.
Дирижерский дебют Рабиновича состоялся в Ленинградской филармонии в 1931 году. 23-летний юноша только что окончил Ленинградскую консерваторию.
В 1931―1932 работал на студии «Ленфильм» заведующим музыкальной частью, принимал участие в создании первых звуковых фильмов как дирижёр, с 1933 по 1938 заведовал музыкальным сектором Ленинградского радио.
Его имя стоит в титрах фильмов с музыкой Д. Шостаковича:
«Одна»,
трилогия о Максиме,
«Златые горы»,
«Овод»,
«Гамлет».
С оркестром Ленинградской филармонии он встречался еще на студенческой скамье, когда в 1929 г. озвучивал первые киноленты Ленфильма.
С 1938 ― дирижёр Ленинградской филармонии, в 1944―1948 ― Ленинградского Малого оперного театра.
В 1950 возглавил БСО Ленинградского радиокомитета и работал с ним семь лет, с 1967 руководил Ленинградским камерным оркестром.
WIKI
Поделиться92015-12-04 10:07:37
Маестро Руслан Райчев е роден на 5 май 1919 г. в Милано (Италия) в семейството на световноизвестния през 30-те години на миналия век тенор Петър Райчев.
Учи пиано в консерваторията "Джузепе Верди" в Милано. Завършва Виенската музикална академия — дирижиране, при световноизвестния диригент Карл Бьом и пиано при Емил фон Зауер.
Начело на Софийската опера, Пловдивската филхармония и Музикалния театър именитият наш диригент Руслан Райчев е гостувал с огромен успех в Европа, САЩ, Бразилия, Мексико, Куба. Работил е с оперни звезди като Пласидо Доминго, Хосе Карерас, Мирела Френи, Ричарели, Монсерат Кабайе, Николай Гяуров.
Като гостуващ диригент е дирижирал Виенската филхармония, Парижкия симфоничен оркестър, Ленинградската филхармония, Лондонския симфоничен оркестър, оркестрите на Миланската Скала, Виенската Щатсопер, където е бил постоянен сътрудник, а също така на Гранд опера — Париж, Ковънт Гардън — Лондон, Щатсопер — Берлин, Болшой театър - Москва и др.
През 1982 г. Руслан Райчев става първият българин, кавалер на Ордена за литература и изкуство на Франция. През 1999 г. е удостоен орден "Стара планина".[1]
От 1996 г. Руслан Райчев е главен диригент на Музикалния театър "Ст. Македонски".
Умира в София на 9 януари 2006 г.[2]
WIKI
Поделиться102016-05-26 16:09:21
Лэндон Роналд Расселл, англ. Landon Ronald Russell; 7 июня 1873, Лондон — 14 августа 1938, там же) — британский дирижёр, пианист и композитор еврейского происхождения.
Первые уроки фортепиано ему дала мать; затем учился частным образом у Кейт Лодер[en] (композиция), Франклина Тейлора (фортепиано) и Генри Холмса[en] (скрипка).
3 мая 1887 г. поступил в Королевский колледж музыки, где продолжал учиться у Ф.Тейлора, Г.Холмса, Хьюберта Пэрри (композиция) и Фредерика Бриджа[en] (контрапункт). 25 марта 1891 оставил колледж без формальной квалификации[1].
В 1890 году дебютировал и как дирижёр (в Лирическом театре Лондона[en])[2], и как пианист; в 1891 г. был приглашён на сезон в Итальянскую оперу Августа Харриса[en] на сцене Ковент-Гардена[2][3][4]. В 1894 г. аккомпанировал певице Нелли Мельба в её американском турне. В 1896 г. дирижировал «Фаустом» Ш.Гуно в Ковент-Гардене и оперой в Королевском театре Друри-Лейн.
С 1900 г. штатный пианист одной из первых британских фирм звукозаписи «Gramophone & Typewriter Ltd.» (позднее преобразованной в His Master's Voice), сопровождал, в частности, записи Аделины Патти и Нелли Мельба. В 1904—1907 гг. — приглашённый дирижёр Лондонского симфонического оркестра[2][5]. С 1905 г. — также директор Бирмингемских променад-концертов[6]. В 1908—1909 годах гастролировал в Европе как дирижёр[3]. С 1909 г. руководил Новым симфоническим оркестром (с 1915 — Симфонический оркестр Альберт-холла) вплоть до его роспуска в 1928 г.[2], в 1916—1926 гг. главный дирижёр Шотландского оркестра. Сотрудничал также с Лондонским филармоническим, Бирмингемским симфоническим оркестрами, с оркестром Томаса Бичема.
Считался специалистом по музыке Эдуарда Элгара, посвятившего Роналду Симфонический этюд «Фальстаф» Op.68 (1913). Дирижировал премьерой его Симфонии № 1 (Рим, 1909)[2], исполнил фортепианную партию на премьере его скрипичной Сонаты ми минор — с Уильямом Ридом[en] (1919)[7].
С 1910 г. до конца жизни руководил Гилдхоллской школой музыки. Преобразованием учебного плана, управления школой, методов обучения и моральной атмосферы заметно повысил статус школы.
В 1922 г. был возведён в рыцарское достоинство.
Умер от рака в своём доме (34 Варвик-Авеню, Пэддингтон, Лондон). 17 августа 1938 г. кремирован в Голдерс Грин.
WIKI